
Тепло не уходит в песок, или Пара слов о роли близких людей при депрессии.
Наталья Полякова
Эту статью пишу в качестве поддержки семьям, в которых один из членов семьи страдает депрессией. Регулярно в своей работе сталкиваюсь с такими семьями. По опыту работы знаю, какой дисбаланс это вносит в систему. Родственники больного не знают, как вести себя с ним, как помочь выйти из болезненного состояния, как эффективно заботиться о больном и не разрушить при этом себя.
Чтобы помочь близкому, члены семьи должны понять, что представляет собой депрессивный синдром, какие болезненные изменения происходит в личности больного.
Для депрессивного синдрома характерна триада, состоящая из расстройств настроения, двигательных нарушений и изменения течения ассоциативных процессов. Т.е. больной характеризуется гипотимией (подавленным, грустным, тоскливым настроением), замедлением мышления (мыслей мало, они текут медленно, прикованы к неприятным событиям, болезни, идеям самообвинения, никакие приятные события не могут изменить направление этих мыслей, ответы носят односложный характер, после длительной паузы) и двигательной заторможенностью. Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движений и речи: речь тихая, медленная, мимика скорбная, движения замедлены, однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной позе. Тоска в ряде случаев воспринимается не только как душевная боль, но и как тягостное физическое ощущение в области сердца («камень на груди»). Больным все воспринимается в мрачных красках – настоящее, прошлое и будущее. Характерны нарушения внимания, сна, аппетита.
Субъективные переживания больного тяжелы, он сосредоточен на себе. Но эмоциональное состояние родственников тоже не простое. Им приходится взаимодействовать с больным, который не способен в силу своих симптомов делиться обратной эмоциональной связью. А это вызывает сильную фрустрацию и желание отдалиться от больного.
Если посмотреть на взаимоотношения дух людей с точки зрения системы, то можно увидеть, что партнеры тем больше удовлетворены отношениями, чем лучше поддерживается баланс «брать-давать» между ними. Это своеобразный маятник, энергия свободно переходит от одного партера к другому и обратно. Во взаимоотношениях же с депрессивным больным этот баланс нарушается. Близкий питает энергией и любовью больного, а больной оставляет эту энергию себе, не отдавая свою партнеру.
Приведу пример: когда мать вскармливает грудного ребенка, она отдает свою заботу, молоко, тепло, любовь, ребенок все это получает и обратно возвращает эмоциональный отклик (свою радость, улыбку, счастливое выражение лица), это стимулирует мать продолжать кормление, передавать все больше своего тепла, любви энергии.
Депрессивный больной похож на ребенка в том плане, что нуждается в поддержке и заботе, и не в состоянии поддерживать другого сам. Но при этом, в отличие от ребенка, он не способен передавать эмоциональную реакцию, энергию. Так как эмоциональное реагирование больного кратковременно и не адекватно по силе и степени выраженности. В силу этой особенности схема взаимодействия диады «больной – близкий человек» разворачивается следующим образом:
Депрессивный больной нуждается в поддержке и помощи, – близкий ему человек приближается, откликается, помогает, – больной не откликается на помощь, ответной эмоциональной реакции не дает, – близкий испытывает дискомфорт и фрустрацию, отдаляется – через какое-то время близкий снова приближается, потому что больному необходима помощь, а затем снова отдаляется, испытывая фрустрацию.
Таким образом, динамика взаимодействия диады «больной - близкий человек» напоминает качели эмоционального сближения и отдаления (депрессивные качели). Степень раскачивания этих качелей зависит от тяжести состояния депрессивного больного и степени эмоциональной устойчивости близких ему людей.
Естественно, что подобная динамика негативно влияет на состояние как больного, так и его близких.
Стратегия поведения близких во взаимодействии с депрессивным больным.
1. Понять и принять тот факт, что депрессивный больной нуждается в поддержке и любви, заботе, даже если при получении этого эмоционально не откликается. Тепло не уходит в песок, а накапливается, служит фундаментом для выхода из депрессивного состояния.
2. Дать больному возможность взять паузу, расстаться с чувством вины по поводу своей болезни, набраться сил.
3. Взять основные функции больного в семье на себя: прием лекарств, забота о детях и т.д.
4. Заботиться о своем эмоциональном состоянии.
Полякова Наталья - рекомендованный терапевт, супервизор программы повышения квалификации Психодинамическая соматическая терапия травмы.
Другие статьи Натальи Поляковой на сайте МИПОПП:
А вы страдаете синдромом самозванца?
Алекситимия: с профессионального на человеческий
Автор жизни или жертва: что выбираете вы?
Влияние семьи на начало употребления подростком наркотиков (совместно с Викторией Башировой)
Воображаемое горе или Реестр материнских манипуляций
Враг внутри меня (внутренний критик)
Время не лечит, или как пережить душевную боль
Гаджет в детских руках: грань между пользой и вредом
7 видов сопротивления в терапии и 7 способов двигаться дальше
Измена и 5 потребностей в браке
Как загадывать желания, чтобы они сбывались
Как перестать думать и начать делать
Как сказать ребенку о смерти родителя: рекомендации
Кризис 3 лет:симптомы и стратегия поведения родителей
Место силы: мой опыт
Одиннадцать «Волшебных» посланий малышу (1-3 года)
О знаках свыше, изменениях и трезвом взгляде на мир
Попытки справиться с панической атакой, усиливающие ее
Правило устойчивых изменений
Развестись без вреда для ребенка
Роды с партнером или без. Взгляд изнутри
Список чувств: шпаргалка для клиентов
Тотемное животное: присвой себе силу дикой природы
6 шагов по преображению Вашей практики (основы маркетинга для психологов)
Услышать внутренний зов
Уход из дома как способ вернуть отца. Случай из практики.
Эмоциональная незрелость