Как понять, есть ли у человека психическое расстройство: модель «четырех D». Илья Абросимов
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Как понять, есть ли у человека психическое расстройство: модель «четырех D»

Из серии «Письма к случайному попутчику»

Илья Абросимов

Привет, читатель!

Когда мы сталкиваемся с тяжелыми внутренними переживаниям и стрессорами, когда захвачены трудными эмоциями или мыслями, особенно если это длится долго, и мало что помогает, мы можем задаваться вопросом: «Все ли со мной хорошо или то, что происходит уже патологично?» В психологии также все еще остается открытым вопрос об определении критериев «нормальности» для нашей психики.

Отвечая на вопрос психолога «Как вы?», клиенты часто отвечают «нормально», подразумевая, что их состояние привычное, мало изменившееся, например, со вчера. Но в то же время это их «нормальное» состояние может быть депрессивным, агрессивным или тревожным, что не вполне отвечает общим представлениям о нормальности.  

Конечно, мы можем воспользоваться критериями психических расстройств, обратившись к медицинским нормативам. Но при этом мы знаем много примеров, когда человек «с диагнозом» не производил впечатление сумасшедшего или, наоборот, когда условно-здоровый человек вел себя или выглядел не вполне адекватно, причем достаточно длительное время. Понятие психического здоровья представляется более широким и более сложным, чем здоровье телесное/биологическое: важно не только отсутствие психической болезни, но и наличие психологического благополучия.

И психологу, и клиенту для успешной совместной работы важно понимать и определять грани нормального психического функционирования. В современных психологических концепциях используют интегративный взгляд на определение нормы, он включает разные ее аспекты: статистический (нормально то, чего много вокруг), культурный (нормально то, что принято и является традиционным), индивидуальный (человек сам определяет критерии нормы, опираясь на личный опыт), уже упомянутый медицинский и другие.

Разграничить психологическую «норму/не-норму» на практике позволяет модель «четырех D», предложенная клиническим психологом Р. Комером (2001). Модель описывает четыре базовых критерия психического расстройства (каждый из них начинается на D, поэтому модель и носит такое название). Их отсутствие, соответственно, позволяет определить психическое состояние как условно нормальное.

К этим критериям относятся:

•    Отклонение (Deviance) – значимое отличие поведения, состояния и реакций человека от общепринятых и распространенных норм. Например, это может быть громкая или бессвязная речь, неопрятный или вычурный внешний вид, яркое и неконтролируемое транслирование собственных эмоций и идей вне связи с контекстом и ситуацией.

•    Дисфункция (Dysfunction) – невозможность выполнять прежние обязанности и роли (семейные, профессиональные, социальные) в связи с имеющимся состоянием. Нарушается обыденное функционирование человека.

•    Страдание (Distress) – длительное наличие негативных труднопереносимых переживаний и чувств, а также боли и недомоганий, снижающих качество жизни человека.

•    Опасность (Danger) – рискованное или агрессивное поведение в отношение себя или других. Данный критерий связан как с активными действиями (нанесение самопорезов, провоцирование драки), так и с бездействием индивида (отказ от лечения, уход от помощи).

В последнее время специалистами также предлагается учитывать и пятую «D» - длительность (Duration). Так, например, для подтверждения панического или биполярного расстройства важно наблюдение присущих им симптомов в течение определенного периода времени, чтобы исключить их симуляцию или реакцию на стресс, имеющую сходные симптомы, но менее длительную.

И, хотя включение дополнительных пунктов может размывать четкость диагностики, все же важно упомянуть о еще одном важном критерии психической нормы – сохранная возможность человека эффективно пользоваться имеющимися у него личными (воля, осмысленность, общительность) и социальными ресурсами (близкие друзья, доступ к профессиональной помощи) для совладания со сложившимся состоянием.

Предложенные критерии не дают нам однозначного ответа на вопрос о патологичности/нормальности психики человека, но они помогают лучше понять, к какому из этих двух состояний он сейчас наиболее приближен. Здесь важно не только определить, что происходящее со мной – «не норма», но и попробовать увидеть, из чего эта ненормальность складывается.

Обязательно стоит учесть, что сами по себе в отдельности эти критерии могут встречаться в нашей жизни и в рамках нормы. Каждый из нас время от времени бывает захвачен каким-то переживанием, имеет кажущуюся странной или вредную привычку в поведении, иногда нам бывает лень выполнять свои обязанности или мы рискуем в чем-то своим благополучием и здоровьем. Что уж говорить про возможность «словить» плохое настроение или какое-то другое страдание в течение дня. Но пока эти проявления единичны и не носят системного характера, говорить о ненормальности рано.

Исключением все же может служить аутоагрессия – суицидальное поведение имеет такой большой вес, что наличие его одного достаточно для определения психического состояния человека как патологического. Но в других случаях необходимо наличие как минимум двух критериев из указанных четырех, а также важен учет дополнительных факторов длительности состояния и эффективности используемых человеком ресурсов.

И хотя данная модель достаточно наглядна и показала свою эффективность на практике, все же в первую очередь она была разработана для специалистов и наиболее достоверные результаты по ней могут быть получены не в ходе самодиагностики, а в рамках совместной работы с психологом или врачом-психотерапевтом.

Автор статьи

 Абросимов Илья - Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент Московского института психоанализа. Практикует в рамках терапии принятия и ответственности (АСТ), терапии, сфокусированной на сострадании (CFT), является инструктором по техникам осознанности (mindfulness). Преподаватель Международного института процесс-ориентированной психологии и психотравматологии. Ведущий курсов в МИПОПП: Клиническая психология зависимостей, Психология девиантного поведения, Профилактика эмоционального выгорания в медицинской среде, автор и ведущий разных вебинаров (см. в разделе Вебинары)

Другие статьи автора на сайте МИПОПП:

Из серии «Письма к случайному попутчику»:

Поддержать себя в трудную минуту: «сначала наденьте маску на себя самого…»

Внутренний компас: куда нас направляют наши ценности?

Страх неопределенности – чему мы можем научиться у «Ёжика в тумане»

Выступление автора на тему: «Самосострадание как инструмент помощи себе при стрессе и тревоге» в рамках конференции "Весенние встречи в МИПОПП" в 2023 году можно посмотреть в записи, получив ссылку после регистрации.

Выступление на тему "Медитативные техники и самосострадания при работе с тревогой и стрессом" на Открытом Психологическом просветительском марафоне-лектории 2022 года можно посмотреть в записи, получив ссылку после регистрации.