Работа с гневом. Процесс-ориентированный и травматерапевтический подход. Сергей Баев
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Групповой процесс в Процесс-ориентированной психологии. Антонова Елена

Работа с гневом. Процесс-ориентированный и травматерапевтический подход

Сергей Баев

Итак, гнев. Что это такое? На сегодня в принципе нет единого консенсусного, т.е. общепринятого определения эмоциям, о чем Википедия прямо и говорит. Тем не менее, можно сказать, что гнев - это психофизиологический процесс различной и меняющейся в самом этом процессе интенсивности: от незначительного недовольства до умопомрачительного аффекта.

Гнев возникает как реакция на воспринимаемую провокацию, боль, угрозу, нарушение целостности, т.е. текущей идентичности человека, того, с чем он себя отождествляет.

Гнев - это всего лишь слово, обозначающее целый процесс, причины и масштабы которого едва ли можно постичь. Его синонимы: злость, агрессия, ярость и прочие.

Во время реакции гнева в теле учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, выбрасываются гормоны адреналина и норадреналина. Сужается зрение, теряется адекватный контакт с другими, ослабляется самоконтроль. Все это побуждает организм к мобилизации и действию. Действию либо вперед, в атаку, либо - реже - назад, к бегству.

В западной культуре гнев в основном осуждаем, не принят, табуирован, является признаком слабости, несдержанности, а также причиной страха сограждан, на страже спокойствия которых стоит полиция и психиатрия, изолирующая буйных в спецучреждения.

Ниши, в которые вынужден перемещаться гнев, где ему есть место - это различные бои, которые показывают по телевидению, бойцовские клубы, подворотни, тюрьмы, армия, спорт, митинги, триллеры, боевики, ток-шоу с разборками, домашнее насилие.

С точки зрения современных психологов, гнев - нормальная естественная и даже свойственная практически каждому зрелая эмоция, функциональная ценность которой - выживание индивида.

Однако гнев - палка о двух концах.

Индульгенция на гнев (залипание в гневе, привычка гневаться) разрушает отношения с другими людьми и с внутренними частями.

Подавление гнева приводит к неконтролируемым краткосрочным и весьма жестоким проявлениям опять же в адрес других или себя.

Итак, очень обобщая и упрощая:

Есть те, кто идентифицирует себя с мирным, добрым, имеет край (запрет) на гнев, не позволяет себе злиться внутри и проявлять это чувство наружу, а вместе с ней и силу. Не будучи проявленной, эта энергия направляется против самого индивида (аутоагрессия, психосоматика).

И есть те, кто идентифицирует себя с вспыльчивым и злым, имеет край на отрешенность и самодисциплину, думая, что реагировать иначе у него не получится (гнев как проторенная колея, устоявшийся паттерн).

В действительности у каждого человека свои нюансы, свои триггеры, свои зоны жизни, где он подавляет гнев ради псевдоспокойствия, где захватывается гневом/срывается, а где проявляет его искусно, оставаясь в ладу с собой и окружающими.

Гневиться без ущерба своему здоровью и здоровью других - это действительно искусство. Это как спарринг, схватка с силой, которая если оказывается больше, чем ты, захватит тебя (как тибетский демон), если ты будешь больше, чем она (т.е. будешь способен пропустить ее через себя, обладая достаточной гибкостью, пропускной способностью, сохраняя "себя", т.е. трезвого мета-коммуникатора, контейнирующего происходящее, ты победишь, т.е. хотя бы устоишь на ногах и не сделаешь того, о чем потом мог бы жалеть.

В этой связи гнев можно рассматривать на трех уровнях: надличностном (трансперсональном), межличностном и внутриличностном.

Мы уже коснулись надличностного: это уровень архетипов, поля, действия сил Вселенной, которые в преломлении к человеческой психике выглядят как изгнание из рая, первородное предательство, богооставленность. Этот гнев неизбежен и основан на факте нашей воплощенности в теле и, следовательно, наличия идентичности, эго-сознания, отдельного от других и, как кажется, от источника, целого (за что мне все это? почему я родился или рос в таких условиях? с такими людьми - вопросы сюда же).

Гнев на межличностном уровне также завязан на межпоколенческих историях, когда тянущаяся из прошлого ненависть, месть в социуме или родительской семье сегодня проявляется в болезненных реакциях на партнера, детей, коллег. Проявляется из-за незакрытых потребностей, в обход сознания требующих своего удовлетворения (например, потребности в безопасности, в заботе и поддержке, в независимости и собственном выборе, в любви и сексуальности, в принятии и услышанности, в признании, лидерстве и принадлежности к сообществу).

Каждая такая фрустрированная потребность живет в нашем психическом поле как лакуна, ямка, в которую с легкостью попадают другие люди, которые, как считает наша травмированная часть, обязаны нам по тому или иному вопросу (процессуальным языком, мы их втягиваем в свое сновидение, сновидим). То же делают они с нами, надевая на нас роль того, кто им должен, и вызывая в нас ответный гнев (нас злит, когда нас боятся, хотя мы не пугали, перед нами чувствуют вину, хотя мы не обвиняли, на нас обижаются, хотя мы ничего плохого вроде не делали).

На межличностном уровне процессуальная работа замечает взаимозависимые роли в поле, например, когда один удерживает себя в роли спокойного и отрешенного, второй злится и захватывается еще больше. И решение здесь в том, чтобы первый признал, что тоже злится, а второй вспомнил, что кроме праведных требований есть сострадание к человеческому несовершенству.

Наконец, гнев на внутриличностном уровне связан с той самой личной историей и детством, в котором из-за неизбежного воздействия на нас внешнего мира (воздействия видимого и невидимого, полевого, системного) мы сформировали свои защиты, стратегии выживания и свою личность на их основе.

При этом, согласно Минделлу, основателю процессуальной работы, у нас также сохраняется и теплится внутри та искра уникальности, нашей неповторимой силы, таланта, духа, контакт с которым мы осознанно или неосознанно ищем всю свою жизнь, двигаясь по пути к себе или, как сказал бы Юнг, по пути индивидуации. И гнев в этой связи - неотъемлемая часть этого пути, важное напоминание, зона роста, привет от Самости или вторичного процесса, гнев как союзник на пути к силе, мудрости и любви, как бы парадоксально это ни звучало.

Итак, гнев соединяет нас с силой, но кратковременно, неосознанно, нелегально. И хорошей целью было бы иметь к этой силе доступ всегда, а не только в ярости. Тот, кто силен и знает, что силен, не провоцирует и не боится, ведь он уверен, что сможет за себя постоять и сможет чего-то достичь, если захочет. Однако это идеальное, просветленное состояние в применении к психологии, скорее, обозначает способность человека пропускать эту невероятную силу через себя, сохраняя хоть чуточку осознанности (мета-коммуникатора, той нашей части, которая может сказать: "я сейчас злюсь", а не очухивается потом и говорит, глядя на руины: "что это было?").

Зачем нам вообще нужна эта сила? Дело в том, что она и позволяет нам переходить через край своей идентичности, расширять себя, действовать точно и смело, отважиться на то, что давно ждало своей очереди, на полезные для нас перемены, которые зависели от этого нашего действия. Это действуем мы и одновременно не мы, это действует через нас эта сила, процесс эволюции, развивающий мир через развитие его части, нашей личности и ее интересов.

Парадокс, на мой взгляд, в том, что гнев не только помогает индивиду выжить, отвоевывая границы своей идентичности и закупориваясь в ней, но и дает силу выйти за пределы привычного мировоззрения. Попросту говоря, да, у гнева есть причина, которую надо убрать, исправить или хотя бы на нее посмотреть. Чтобы это сделать, нужен ресурс: отвага, решительность, точное правильное действие. Этот ресурс заложен в самом гневе, т.е. причина/проблема и дает силы на собственное разрешение. При одном только условии. Если взять из этого гнева силу и действовать из нее, а не взорваться и забрызгать этой силой всех вокруг кроме той самой причины, на которую сила давалась. В психологии и в разговорном английском используют слово "присвоить", own, стать автором, действовать из идентичности создателя гнева, а не его жертвы или, скорее, канализации, когда вынужденно канализируешь гнев через себя, не имея иного выбора.

Отсюда задача минимум - проживать и присваивать энергию гнева, которую затем можно осознанно направлять на то, что гневит. Если бы мы были животными, у нас бы все это происходило само собой, но у нас есть неокортекс, новая кора головного мозга, дающая нам, людям, столько преимуществ, что цена, которую мы за них платим, побочный эффект нашей сложности, - это конфликт между инстинктами и сознанием, в народе именуемый конфликтом между природой и культурой.

Сила, будучи неприсвоенной, вырывается под действием инстинкта в виде неконтролируемого, разбрызгиваемого во все стороны гнева и часто несет разрушения, за что по праву осуждается культурой, приоритетом которой является общежитие и создание связей. Человек, страшась изгнания и подстраиваясь под культуру, а также, возможно, в пику своим родителям, которые тоже старались не гневаться, но от этого гневались еще больше, вытесняет гнев из своего сознания и поведения, но эта энергия никуда не девается, она остается жить в тени его миролюбивой персоны.

Другой человек будет, наоборот, больше склонен гневиться, особенно если ему в значимые периоды его развития сперва удовлетворяли потребности, а затем перестали, т.е. дали хороший опыт, а затем его забрали, подобно животному, которое успело попробовать вкус крови (в бодинамике - гиперответ). Или если человек рос в постоянно накаленной атмосфере, и когда настанет покой, для него это настолько непривычная среда, что тревога заставляет его самого создавать скандалы, лишь бы вернуться лишь бы вернуться в свою привычную, накаленную среду.

Итак, людям добрым (которые привыкли терпеть и жертвовать собой ради отношений) показано выводить гнев из тени, а злым (которые в аффекте очень мало думают о другом, особенно если тот ниже рангом, т.е. слабее) - учиться своим гневом управлять. Гнев - это порыв к действию: по защите себя, своих ценностей и… по развитию себя и системы, в которой живешь. Но как? Где та грань между самозащитой, отстаиванием и продвиганием своих интересов и перегибанием палки в сторону неоправданного насилия и разрушения? За которыми, если ты совсем не отморожен, следует чувство вины, натиск внутреннего и культурального критиков, которые твердят в один голос: что ж ты сделал, безумный?

Ответ на этот вопрос лежит в самом гневе, но только если гнев не слепой, как обычно бывает. Неприятно ещё то, что причина гнева и уж тем более его цель очень редко лежит перед нами как на ладони. Зачастую все хорошо, хочется это продлить, но высокий сон сменяется низким, приглашая исследовать пучины глубоких невидимых системных трансгенерационных конфликтов. И конечно частенько мы это приглашение не принимаем в силу отсутствия навыков и ресурсов.

Отсюда два процессуальных принципа: Мы не узнаем о проблеме, пока не возникнет ее симптом (в нашем случае гнев), поэтому симптом это не проклятие, а, скорее, благословение. И второе, сам симптом и содержит в себе ключик к решению проблемы. Для этого даже не надо быть мистическим детективом, достаточно перестать очень рьяно бороться с симптомом (в нашем случае, с гневом), а немножко сдаться и прислушаться к нему, как если бы он был за вас и посылал вам конструктивное сообщение, которое без вашего активного слушания он донести до вас не сможет. Дао, если к нему не прислушиваться, может просто убить, поэтому это в наших интересах - осознавать его послания).

Вот, для разнообразия, несколько бытовых примеров, когда возникает гнев:

Когда вас разоблачают, указывая на неинтегрированную тень, на то, что вы неосознанно скрывали от других и себя (любимый, да ты, оказывается, жадный);

Когда нарушают границы (приятная беседа затянулась; кто-то дружески поприветствовал, больно хлопнув по спине; к вам лезет ваш ребенок, а вы не занимаете роль того, кто управляет контактом, оставаясь в его плену);

Когда вы живёте в воспаленном состоянии (хроническая усталость и задерганность);

Когда возникло недовольство, о котором неуместно говорить (и которое затем растет и взрывается);

Когда вы чувствуете досаду и автоматически ищете виноватых (не договорившись заранее, долго готовили сложное блюдо, а любимый пришел неголодный);

Когда встали не с той ноги (затянувшийся - со вчерашнего дня - неразрешенный конфликт);

Сиюминутный скачок в гнев, чтобы не чувствовать бессилие, слабость, страх;

Когда кто-то не осознает свой ранг и злоупотребляет им без эмпатии к низкому (реакция на беспредел, безнаказанность, вседозволенность тех, у кого больше власти);

Когда кто-то позволяет себе то, чего вы не можете себе разрешить (он любим, проявляется, зарабатывает или гневится, капризничает, требует внимания и удовлетворения своих потребностей.

Гнев - это двойной сигнал (т.е. ненамеренный, реже - намеренный) о назревшей необходимости перемен. Например, потребность перехода к открытому конфликту, чтобы его разрешить, а не замалчивать (2-я фаза конфликта по Миднеллу).

Дальше идет 3-я фаза, когда пытаешься понять другого, встав на его место, но до нее как правило не доходят, т.к. один гневом засасывается (привязывается к силе), другой чрезмерно обижается (испытывает несправедливость, абьюз).

Те, у кого край на открытую конфронтацию, кто боится обидеть, уходят в аутоагрессию (соматику) или внезапно испытывают вспышку дичайшего гнева, вплоть до рукоприкладства и даже убийства.

Те, кто привык считать себя гневливым, опасным, неуживчивым, диким, срывающимся, кто смирился со своим бессилием перед собственной захваченностью или привязался к ощущению силы, когда он в роли агрессора, которая в целом приятнее роли жертвы, если не встречают ограничений со стороны других людей, как бы разбухают, разгоняются без тормозов, не чувствуя границ, втягиваются в роль агрессора как в воронку. Человек начинает за здравие, а заканчивает за упокой: внутри бросается защищать свою уязвимую часть, а снаружи теряет с ней связь, охваченный единственной целью - уничтожить другого, а зачем - не помнит. Это как защищать своего ребенка от чужого, убивая последнего на глазах у первого.

Часто за неуправляемым гневом стоит бессилие и невозможность выразить гнев на кого-то в прошлом. Этот заряд сохраняется и разряжается, как молния, на кого-то в настоящем в виде перегруженной реакции, неадекватной проступку человека.

Хорошо бы вспомнить адресата из прошлого, а не фокусировать всю свою ненависть на сегодняшнем козле отпущения, пусть даже тому это и пошло бы на пользу. Запирать гнев в себе или отыгрывать его в спорте, сублимировать в творчестве без осознавания его истинной причины - или цели - тоже приводит к рецидивам. После психологической работы по восстановлению своего достоинства и права на самозащиту можно переходить к духовной работе: принятию произошедшего факта и прощению другого за насилие, а себя за бессилие, или наоборот, другого за бессилие, а себя за насилие. Это духовная работа, т.к. ее невозможно форсировать, пока не проживутся все обиды и отсутствие выбора, на что может уйти не одна жизнь. С одной стороны, завершение гештальта - довыражение гнева по адресу, с другой - откровение, что месть не является окончательным решением, для полного умиротворения требуется любовь.

А теперь к практике. Каким бы ни был ваш первичный процесс (ваша повседневная идентичность) - миротворческим или взрывоопасным, это упражнение подходит для всех. Оно основано на эмбодименте и травматерапии (шкала гнева, целостный опыт) на процесс-ориентированной работе (континуум состояний от привычных до измененных и экстремальных, занимание и разворачивание процесса по каналам), на буддийских практиках типа випассаны (замедление и тонкое осознавание телесных ощущений прежде, чем реагировать на них влечением или отвращением).

Упражнение помогает проживать гнев, а не блокировать его в себе, и при этом не захватываться им, а присваивать его силу, которая сама по себе нейтральна, если не злоупотреблять ею дальше.

Упражнение "Шкала гнева"

Спокойствие - недовольство - раздражение - возмущение - злость - гнев - ярость

Поразмышляйте, гнев для вас первичен (вы легко в него впадаете) или вторичен (вам сложно его проявлять); вы устали от своего гнева или от чужого…

Вспомните ситуацию, когда вы или кто-то другой были в ужасном гневе. Это состояние будет в крайней правой позиции вашей шкалы гнева. (Хотя у меня мои слова, вы можете пометить свои ассоциации)

Крайняя левая позиция - когда вам хорошо и спокойно.

Будем двигаться в едином темпе по шкале гнева, начиная с первой позиции - спокойствия. Можете обозначить эту шкалу на полу и шагать по ней, или вести пальцем по шкале на экране или на своем листочке.

Итак, покой. Почувствуйте то, что чувствуете в этой позиции. В этом состоянии. Не спешите, иногда покой редко осознается, сейчас используйте шанс. Что в теле, какие движения, есть ли у этого состояния звук, визуальный образ, какие вы в отношениях (пофантазируйте/вспомните), каков мир, когда вы в такой/такая?

Следующий шаг - условное обозначение "недовольство" (беспокойство). Встаньте в эту позицию или подвиньте палец по шкале. Возьмите минутку, чтобы почувствовать, что меняется в вашем теле и самоощущении по каналам. Что в каких зонах тела? Какое дыхание? Его интенсивность? Где энергия?

Теперь раздражение. Какие движения и выражение лица характерны в этом состоянии? насколько оно внутри, насколько проявляется наружу?

Теперь злость. Возмущение. Возможно, вы чувствуете, словно ваш вдох без выдоха, энергия в глазах? эта же энергия в крике, в движении, в теле.

На позиции гнев - внимательно пройдитесь по каналам, медленно, но не теряя интенсивности. Чувствуйте силу в руках ногах. Звук. Представьте, что вы существо, для которого это состояние является повседневным и которое не тратит на него личных сил, это просто ваше качество, качества вашего бытия. Что вы за существо (халк, медведь, динозавр, хищник, чужой, гневный бог/богиня, демон)? Почувствуйте это свое качество, подвигайтесь из него, позвучите. Присвойте его, как если бы оно всегда было ваше. Чувствуйте, что, когда вы сами делаете это состояние, оно перестает быть измененным, оно ваше.

Наконец, взгляните на последнюю позицию на шкале "ярость". Вспомните вашу личную ярость или ярость кого-то. Теперь почувствуйте отдельно от человека саму энергию этой ярости. Какое природное явление обладает такой же энергией? Вулкан, торнадо, взрыв, ядерный реактор, молния, солнце… Станьте этим явлением. Медленно проиграйте, что в вас происходит. Почувствуйте его сущность. Если это мгновенный аффект, как удар молнии, замедлите его в 100 тысяч раз! Будьте открыты этому переживанию. Какие вы в теле? Выразите жестом, движением. Звуком.

Медленно сделайте шаг назад в гнев. Затем еще назад. Пройдитесь от начала до конца и обратно. На что это похоже? Кипение воды? Накал - остывание? как это у вас устроено? Начать с осознавания того, что есть. Нормализация убирает стыд.

Спасибо за внимание! Мудрости нам, сострадания к себе, смелости и отчаянных поступков, полноценной жизни! И желающим домашнее задание: Как сказать ополоумевшему ребенку "стоп", не травмируя его? Кому не нравятся дети, - как остановить несущегося на вас пса, не давая ему по морде? Кому жалко собак, - как попросить о повышении начальника, который долгое время его избегал?

Автор статьи

Сергей Баев - Психолог, процесс-ориентированный терапевт, травматерапевт; ассистент международной программы по процесс-ориентированной психологии; специалист по межкультурной коммуникации, лингвист, переводчик; инструктор йоги; ведущий и организатор психологических групп и семинаров.

Учебная группа «Психология отношений. Процесс-ориентированный подход»

Другие публикации Сергея Баева на сайте МИПОПП:

Сон и осознанность в отношениях: проекции и уникальность партнёров

Границы и близость в работе с отношениями в парах

Конор МакКенна. Искусство конфликта (перевод)

Эллин Гронда. Рост, смерть и контакт на краю: исследование концепции "края" в процесс-ориентированной психологии (перевод)

Выступление на тему: «Границы и близость в работе с отношениями в парах» в рамках конференции "Весенние встречи в МИПОПП" в 2023 году можно посмотреть в записи, получив ссылку после регистрации.

Выступления на темы: "Сон и осознанность в отношениях: проекции, конфликты, уникальность партнеров" и "Практика Мировой работы: искусство следовать потоку жизни" можно посмотреть в записи, получив ссылку после регистрации на Открытый Психологический просветительский марафон-лекторий 2022 года.

Посмотреть видеозапись лекции "Работа с гневом. Процесс-ориентированный и травматерапевтический подход"

 

Интервью с Сергеем Баевым