МИПОПП - Заметки о processwork. Почему processwork так «узнаваема»? Елена Николаева
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Заметки о processwork. Почему processwork так «узнаваема»? Елена Николаева

Заметки о processwork.

Почему Process work так «узнаваема»?

Елена Николаева

***

Почему Process work так «узнаваема»? Почему наиболее частый отзыв о методе «О, наконец-то! Кто-то назвал и обобщил то, что я чувствовал(а) и назвать не мог(ла). Это поле включает все, что я уже знал(а), ничему не противоречит. В этом пространстве я как дома, здесь есть место всему»? Почему так? Почему порой при самом первом соприкосновении с методом он начинает работать внутри вас, будто был известен вам уже давно, будто уже встроен в вас?

Потому что Process work (процесс-ориентированный подход Минделла) – не внешнее знание. Это путь - путь к источнику нашего внутреннего знания. Осваивая метод, мы прежде всего снова и снова открываем связь со своей глубиной. В основе подхода лежат те знания, которые в глубине души уже есть у каждого из нас, и они просто ждут своего пробуждения. Process work открывает наши внутренние двери, высвобождая свободный поток жизни.

Я не знаю задачи более важной, чем развивать в себе и нести в мир глубокую и непрерывную связь со своей изначальной природой. Process work помогает идти по этому пути, по-настоящему встречаться с собой, каждый раз удивляясь тому, как раскрывается внутри то «новое», что является одновременно столь изначальным…))

Я рада идти по этому пути в сопровождении тех, кому он дорог. Это сильное, тонкое, пронзительно-чувствительное поле жизни. А в профессиональном его освоении оно имеет мощное глубинное психотерапевтическое применение.

Новых интересных встреч всем нам – и внутри себя, и во «внешнем» мире!))

***

«О цели и задачах process work»

Часто можно слышать о том, что процесс-ориентированный подход не ориентирован на результат, а лишь на осознавание происходящего процесса. На мой взгляд, здесь важно различать process work как практику саморазвития и как психотерапевтический подход. Осознавание происходящего процесса во всей его многогранности относится и к саморазвитию, и к психотерапии. Однако, психотерапия все же ориентирована на определенные задачи, которые ставит перед нами, как специалистами, наш клиент. И все они по сути сводятся к улучшению его качества жизни, что бы он ни вкладывал в это понятие.

А что же вкладываем в это понятие мы? Чем определяется это самое «качество жизни», если отталкиваться от внутрипсихической реальности каждого человека?

Базовым принципом process work является понятие «глубинной демократии», описывающее по сути все грани нашей истинной природы: все голоса важны (как в нашем внутриличностном пространстве, так и в межличностном) и все уровни опыта важны (внутриличностный, межличностный, надличностный). Наши проблемы во многом приходят из-за того, что мы не слышим в себе все многообразие нашей богатой природы и не делаем осознанный выбор. Часть наших реакций на внешние раздражители происходит автоматически, не оттормаживается, не осознается нами, оставляя нас без всякого выбора, и наша жизнь просто катится по одним и тем же рельсам в одну и ту же сторону.

Причина этого проста: придя в этот земной мир во всей полноте нашей природы, мы встретились с множеством ограничений, с одной стороны не дающих нам полностью проявиться, но с другой – способствующих более глубокому осознанию и присвоению этой полноты – но не всей сразу. Ограничения помогают осознанию и заглублению, ассимиляции пройденного опыта. Но когда они нам навязаны, а не явились нашим выбором, как это происходит, например, в детстве, мы порой просто смиряемся или протестуем, наша жизнь сужается, мы живем в этой заданной колее до тех пор, пока она не станет слишком тесной. Теснота эта может проявлять себя где угодно: в происходящих событиях, отношениях, здоровье, попадании в странные ситуации или измененные состояния и др. В этот момент жизни к нам приходят наши клиенты. Чем же может им помочь process work, исходя из своей парадигмы, исходя из своего базового принципа?

Процесс-ориентированный подход помогает обрести свободу и мир на душе - свободу выборов, свободу реакций, свободу пути. А дальше для многих он становится мировоззрением и практикой жизни. В психотерапевтических сессиях это достигается простыми, но тонкими в профессиональном исполнении, шагами:

- осознанность клиента по отношению к тому, какой он есть, к той «жизненной силе», которая у него есть в данной точке его жизни (первичный процесс);

- осознанность клиента по  отношению к его внутреннему конфликту;

- освоение клиентом ограничивающих убеждений (край) и получение недостающего или прерванного когда-то опыта (вторичный процесс);

- путь к большей свободе выборов и открытие новых жизненных горизонтов через уход от захваченности и расширение способов реагирования на внешние стимулы;

- обретение мира на душе через примирение полярностей внутреннего конфликта, трансформацию противостояния в изначальное взаимодополнение.

 А для практиков process work в идеале – яркость жизни в сочетании с обретением непрерывной наблюдаемой внутренней соединенности всех уровней опыта и проточного движения между ними в обоих направлениях.

Чего и желаю всем нам))

***

«О process work, свободе и работе с травмой»

Много лет назад (а ведь уже почти 30) у меня родился сын - первый из троих моих детей. Я помню, как написала тогда ему стихи, в которых были слова о свободе. Стихи тогда писались странно – сами, и в основном по ночам. Позднее я поняла, откуда они приходили, и они стали моими первыми учителями на пути к соединению со своей глубинной природой.  А тогда я и понятия не имела, о какой свободе пишу. Искренне надеюсь, что и сейчас не много об этом знаю. 

А знаю я на сегодня, что отсутствие свободы – это отсутствие широты и глубины восприятия происходящего, отсутствие возможности выбора, жизнь в плену у своих привычных реакций. Они автоматические, их причинно-следственные связи, и даже порой они сами, не наблюдаемы, они захватывают, создавая разные настроения, плохое самочувствие, портя отношения, вызывая тревогу, бессонницу, запуская внутренние диалоги… И никакая внешняя свобода тут не поможет. Мы заперты в собственной клетке.

Эту клетку, эти ограничения когда-то создали мы сами - ради собственной безопасности, ради того, чтобы быть принятыми, ради того, чтобы выжить. И это не было нашим выбором. Это с нами произошло. Стартовая функция любого ограничения в ситуации травмы – защитная, направленная на выживание или адаптацию. Потенциал любого ограничения – возможность углубления, осознавания, ассимиляции полученного опыта. Без ограничений углубление и присвоение опыта невозможно. В ситуации травмы ограничения накладываются без нашего выбора. В ситуации свободного осознанного выбора мы накладываем на себя ограничения добровольно.

Так часто можно слышать о свободе: свободе от, свободе для, свободе действовать, свободе думать, чувствовать. И еще чаще в этой связи – о ком-то, кто или что ее ограничивает. А еще чаще – о травме. Много рассуждений вокруг этого слова – от научных определений до бытовой спекуляции. И часто очень много драматизма.  

Если я смотрю на травму как на остановленный поток энергии, то отношусь к травматическому воздействию как к вынуждающему ограничению. Ограничения – естественный и необходимый процесс нашей жизни. Но ограничения, возникающие или приводящие к угрозе жизни – это тяжелое испытание и порой большая жизненная драма. От того, при каких условиях появились эти ограничения, зависит их сила. Ограничение может оказаться невысоким «краем» или мощной стеной, которую воздвигает наша психика в попытке защитить себя. А за этой стеной остается наш нереализованный потенциал, без которого наша душа начинает тосковать по своей глубинной изначальной целостности. И вот мы оказываемся раздираемыми двумя силами: той, что пытается сохранить нам безопасность, и той, что зовет к развитию и освоению всей полноты своей природы. В process work это «первичный и вторичный процесс».

Процесс-ориентированный подход работает с ограничениями любого происхождения и силы. Работает тонко, внимательно, бережно и без насилия, замечая разные сигналы проявления этих двух сил, двух разнонаправленных процессов, относясь с уважением к ним обоим и к их диалогу, помогая укрепиться силе имеющегося опыта и позволяя появиться новому. Широта и глубина восприятия жизни меняются, открывая ее новые грани, расширяя выборы. Улучшаются отношения с собой, миром и окружающими людьми. Жизнь становится интересным исследовательским пространством и временем, в котором есть место разному.

Является ли Process work инструментом для саморазвития? Да, при первом же соприкосновении с ним.

Является ли Process work мощным психотерапевтическим инструментом, работающим с любыми запросами? Да, если вы глубоко его изучаете.

Является ли Process work духовой практикой? Этот потенциал в ней заложен. Этот вектор в ней определен. Этот инструмент в ней есть. Но реализуется ли он - зависит от практикующего.

Что такое работа с сущностным уровнем и как его распознать?

Часто сновидческую работу с мощными энергиями путают с работой на сущностном уровне. Внешние признаки, такие как проживание мистического архетипического образа, кажущаяся недуальность, ощущаемая энергетическая мощь, еще не означают попадание на этот уровень, хотя вполне могут этому предшествовать.

Попадание на сущностный уровень отличается удивительной завораживающей простотой...

Что же может нам сказать о действительной соединенности человека с глубинным уровнем бытия? Когда это происходит, и как это можно заметить?

Происходит это, когда одна за одной слетают наши привычные маски. Когда вдруг, хоть ненадолго, отступают все ограничивающие системы убеждений. И человек добирается сам до себя. В этот момент ему не надо ничего делать для того, чтобы быть. Не надо никем казаться. Не надо пытаться. Не надо ничего - кроме легкого потока осознавания себя и происходящего. И даже это порой не надо. Ум не просто отпускает идеи про прошлое и будущее, он вдруг отпускает причины, создавшие эти идеи. И человек оказывается в непосредственном присутствии, прямо здесь и прямо сейчас. Вы увидите, как меняется тело, как отпускают длительные привычные напряжения мышцы черепа и лица. Как не только выражение лица, но и само оно меняется, порой до неузнаваемости. И вот на вас и одновременно глубоко в себя смотрит совсем другой человек. Он присутствует. Очень красивый, истинно красивый, какими бы чертами он ни обладал. Это невозможно не увидеть, невозможно не распознать. Время вашей сессии может или остановиться, или пролететь как один миг... Пятнадцать, если получится - тридцать, сорок минут внутри сессии. И потом это состояние отступит, и уйдет он уже не такой. Но и не прежний. В этом состоянии не просто оставаться долго.

Но если вы туда попали, то следы этого присутствия неминуемо повлияют на жизнь. Доступ к нему станет легче. Жизнь в соприкосновении с этим станет спокойнее и насыщеннее одновременно.

Мы попадаем в эти состояния иногда в медитациях, иногда в ситуациях угрозы жизни, когда все ограничения отступают, и после мы порой не можем объяснить почему делали то, что и в голову бы не пришло; в минуты истинной любви, когда произносим слова, попадающие в самое сердце, несущие исцеление, единственно значимые в этот момент.

В process work есть технологии доступа в сущностное состояние. Но если сам терапевт не имеет этого доступа, если он сам захвачен идеями, прошлым, будущим, то технологии не сработают. Он не сможет в этом помочь.

Я бесконечно благодарна process work за возможность осваивать эту соединенность. За возможность Быть, никак не противоречащую Делать. За возможность сопровождать людей в столь глубинных и одновременно столь естественных, и таких истинно красивых процессах.

Без этого, мне кажется, наша работа не имела бы настоящего смысла)

Николаева Елена,

f.m. IAPOP, f.m. EABP, Руководитель международной сертификационной программы по Process work ISPWR МИПОПП, тренер-супервизор двухгодичной программы «Психодинамическая соматическая терапия травмы»

Процесс-ориентированный коучинг: эволюционное движение личности и бизнеса. Путь к PCC ICF

 

Подробнее про Процесс-ориентированный подход Минделла, Process work в обучающем курсе повышения квалификации психологов, который проходит в разных городах. Международная программа по процессуальной психологии здесь, Международный сертификат по processwork.

А также профпереподготовка, дистанционный курс по психологии с Process work для лиц с любым высшим образованием здесь.

 

Другие статьи Елены Николаевой на сайте МИПОПП

Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологические, психофизиологические основы метода. Николаев А.Ю., Николаева Е.В.

Заметки о processwork. Николаева Е.В.

"Я Вижу тебя": глубинная демократия Сердца и встреча с травматичным опытом. Запись текста выступления на конференции МИПОПП весной 2023 года

«Психология и коучинг: мифы и реальность. Общая земля». Елена Николаева. Запись текста выступления на вебинаре "Процесс-ориентированный коучинг: Синергия коучинга по международным стандартам ICF и processwork"

Процесс-ориентированный подход. Деконтекстуализация (совместно с Викторией Башировой)

На грани перехода

Оседлать волну: адаптивность и управление изменениями

Все есть, а счастья нет, или Чьи потребности обеспечивает моя воля?

 

Как случается, что предприниматели начинают стремительно терять энергию? Елена Николаева, Евгения Вырвич

Как определить уровень энергии лидера, глядя на его команду? Елена Николаева, Евгения Вырвич

Единство и борьба противоположностей, или Развивающий потенциал конфликта