МИПОПП - В поисках своего пути, следуя за своей душой. Барбара Валусек
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

В поисках своего пути, следуя за своей душой. Барбара Валусек

В поисках своего пути, следуя за своей душой

Выпускная сертификационная работа в рамках сертификационной программы по процесс-ориентированной психологии

 Барбара Валусек

2011

Перевод Сергея Баева

Перевод выполнен в рамках международной сертификационной программы ISPWR/МИПОПП при участии Елены Станила, Натальи Александровой, Наталии Котовой, Александра Софронова www.mipopp.com

2020

Содержание

Часть I: Чашечка чая вместе с Джаем

Часть II: План процессуального семинара

Часть III: Интервью с Джаем, участником семинара

Часть IV: Структура процесса Джая

Дневник процессуальной работы

Заключение

Глоссарий терминов

Список литературы

Часть I: Чашечка чая вместе с Джаем

Предыстория моих поисков пути и следования за душой

Наши самые продуктивные беседы проходят за чашечкой чая в кафе Старбакс, а точнее, за чашечкой пряного латте-чая с соевым молоком и шоколадным десертом ;-). Здесь мы обсуждаем множество идей и проектов.

Кто «мы», спросите вы? Позвольте рассказать вам подробнее.

Одна из «мы» - это я, Барбара, автор данной работы и студентка сертификационной программы по процесс-ориентированной психологии. Второй - это мой партнер и родственная душа Джай, который был частью моей жизни в течение последних семнадцати лет. Мы много помогаем друг другу, и часто это происходит во время наших бесед.

Джай помогает мне преодолеть мой край * в написании данной работы (* Звёздочкой помечены характерные для процессуальной работы термины. См. Глоссарий в конце работы). Как, спросите вы? Ну, во-первых, он является персонажем в моем повествовании, а во-вторых, он также был добровольным участником моего семинара, что сделало его отличным кандидатом для получения обратной связи о том, как для него прошло это мероприятие - важнейшая часть моего проекта.

Тут все и начинается...

(Декорации ) Полдень пятницы, светит солнце, мы находимся в Боулдере, штат Колорадо, США - в Старбаксе с латте-чаем в руке.

Джай : Итак, Барбара, расскажи еще раз, как ты выбрала тему для своей выпускной работы? И что привело тебя к этому краю, который ты сейчас испытываешь?

Барбара : Нам может понадобиться еще по чашечке, чтобы ответить на эти вопросы, - с улыбкой отвечаю я.

Я начала это путешествие с желания связать свой многолетний опыт телесной работы и деятельности в методе под названием «Духовное руководство» с интригующим миром процесс-ориентированной психологии (иначе называемой «процессуальная работа»). У меня были вопросы, и я хотела найти ответы и взаимосвязь.

• Что такое «душа», которую я слушала все эти годы?

• Как я/мы ощущаем душу в своем теле?

• Как это соотносится с уровнями реальности, о которых говорит процессуальная работа?

В понятии души есть что-то такое, что меня пленяет. Душа для меня - это глубинное ядро и сущность того, что мы есть. Томас Мор популяризировал душу в своей книге «Забота о душе». Карл Юнг писал о психике и душе. Паркер Палмер, автор и педагог, говорит об объединении души и роли человека в книге «Скрытая целостность».

Когда я размышляла о душе в связи с процессуальной работой, я пришла к выводу, что это синоним того, что Арни Минделл называет сущностным уровнем*. Сущность - это глубокая вечная космическая часть нас, то, что находится внутри нас (локально), а также связано со всеми и всем вокруг (нелокально). Это очень похоже на то, о чем говорят многие мировые религии. Воспитываясь в католицизме, я узнала, что все мы - часть Бога, и в Боге мы все связаны.

Когда я исследовала свою душу, свой сущностный уровень, я поняла, что она содержит семя и организующий элемент того, кто я есть. Рефлексируя над своими отношениями и синхрониями, которые постоянно со мной происходят, я смогла увидеть, как я связана со всеми остальными людьми, переплетена со всей жизнью в текущий момент. Это одновременно и личное, и космическое, единое и повсеместное, тайное и реальное, происходящее одновременно.

Есть еще кое-что, что вдохновило меня на творческий процесс, связанный с телом и движением. Аутентичное движение, например, говорит о том, как мы переживаем душу в своем теле. Чтение Мэри Уайтхаус и Джанет Адлер, а также практика аутентичного движения оказали на меня мощнейший эффект. Этот метод основан на исследовании бессознательного посредством движения и следования этому движению до его завершения в присутствии терапевта, который наблюдает проявление и разворачивание в вас этих энергий. Аутентичное движение очень похоже на процессуальную работу. Мой небольшой опыт работы с аутентичным движением дал мне глубокое понимание того, что меня время от времени блокирует. Во время своего движения я остановилась и просто не могла дальше двигаться. Я стояла как вкопанная. Затем я услышала слова: «Ты не можешь». Я знала, что это был голос моих родителей, которые говорили мне о том, что мне не разрешалось делать. «Ты не можешь. Тебе нельзя. Это нельзя, то нельзя…» Вот это да! Наконец я осознала в себе все эти запреты!

Но, пожалуй, самыми значительными во время написания этой работы были мои переживания на выездном процессуальном Интенсиве. Я так много о себе узнала! И все это самопознание происходило через тело. Например, когда я проигрывала состояние застревания, я увидела, как мои руки очень проворно сумели найти выход. Это потрясло и меня, и моего партнера по упражнению. Вместо того, чтобы продолжать давить на его руки, которые меня удерживали, я быстро свела их вместе и высвободила из захвата. Мы обе были поражены! Мы повторили, чтобы посмотреть внимательнее, как это произошло. Оказывается, мое тело обладает такой мудростью, о которой мой сознательный ум и не догадывается. Это было удивительно и наполняло меня силой!

Я могу продолжать и продолжать. Еще чаю?

Джай : Конечно! То, что ты говоришь, - это потрясающе!

Барбара : Было еще одно стихотворение, которое отзывалось в моем сердце, когда я начала писать эту работу. Оно из книги Дэвида Уайта «Огонь в земле» и называется «Автопортрет». Я люблю стихи Дэвида Уайта. Строка, которая привлекла мое внимание, звучит так:

... Я хочу знать, знаешь ли ты,

Как раствориться в этом неистовом жаре жизни

И упасть в самый центр своих стремлений.

Строка этого стихотворения тревожит меня и одновременно зовет. Раствориться в неистовом жаре жизни! Упасть в самый центр своих стремлений! Она говорит о крайнем позволении, о разжижении и растворении. Она говорит о том, как можно сдаться тому, что лежит глубоко внутри меня, а также о том, как я проживаю свою повседневную жизнь. Она соединяет меня с опытом, который у меня был на одном шаманском тренинге несколько лет назад, под названием «Бубен священного сновидца». Мы делали бубны и танцевали вокруг огромного костра. Я слышала слова: «Стань огнем». Это послание стало вызовом и призванием на многие годы вперед.

Знаю ли я, как «раствориться в неистовом жаре жизни» и как «упасть в самый центр своих стремлений»? Сознательно нет, но мое тело, вероятно, знает.

Знаю ли я, как создать пространство для этого опыта? Конечно, именно это я и делаю в данной работе - пишу о подготовке и проведении своего семинара.

Мой проект (проведение семинара) фактически возник из сессии с Кейт Джоб, моим наставником. Она предложила мне сделать векторную работу*. Мы встретились по скайпу - я тогда по счастливой случайности оказалась в своей комнате для медитаций. Кейт попросила меня пойти в направлении, которое меня привлекало, тянуло. Я пошла к углу, где стоял алтарь и священные предметы. Это было похоже на возвращение домой; я стояла в своем пространстве для медитаций и впитывала глубокую тишину и силу.

Затем неожиданно она попросила меня пойти в направлении, которое мне не нравилось и фактически было противоположным тому, что я только что ощущала. Я обнаружила, что иду к окну напротив моего алтаря. На пути я чувствовала сильный дискомфорт и дрожь. Это было крайне неприятно. Она предложила мне продолжать двигаться в этом направлении, чтобы лучше исследовать эти ощущения. Из меня вырывался дикий, головокружительный, ничем не сдерживаемый танец, похожий на движения в трансе. В какой-то момент он завершился, и я застыла на месте. Я вдруг поняла, что если хочу быть фасилитатором для других, мне нужно научиться проживать движения всего спектра. Так я смогу дать место любым переживаниям – и смогу помочь другим людям доверять любому своему внутреннему опыту.

После этой встречи с Кейт я нашла направление для своего проекта. Ты знаешь, как я все эти годы постоянно прислушивалась к своему направлению в жизни, чтобы жить с внутренним и внешним согласием. Я также работала с другими людьми, ищущими это согласие в себе. Когда все это просочилось внутрь меня, я начала задаваться вопросом: Что же мне придумать, чтобы помочь человеку объединить его внешнюю жизнь с внутренней жизнью его души? Таким образом, я вышла на тему: «В поисках своего пути, следуя за своей душой». Остальное ты знаешь.

Спасибо, что выслушал, Джай. Ты помог мне собрать все это воедино и сформулировать на бумаге. В следующий раз чай за мой счет.

Джай : С удовольствием!

Часть II: План процессуального семинара

В поисках своего пути, следуя за своей душой. Процесс-ориентированный семинар

Связь со своей внутренней глубиной через процессуальную работу и тело - в переходные периоды и моменты принятия важных решений

 

Сбор людей в тишине

(В центре зала горит свеча, играет тихая музыка)

 

Приветствие

О себе: Я провела последние двадцать лет, занимаясь целительской и духовной работой с людьми. Делала массаж, проводила сеансы духовного руководства и семинары в ретритных центрах и в своих офисах в Хьюстоне и Денвере. Можно сказать, что суть моей жизни была в том, чтобы слушать других и саму себя. Процессуальная работа стала своего рода духовной практикой. Я большой интроверт, и мне нравятся созерцательные пространства, как то, где мы собрались сегодня. Я хотела бы поделиться с вами тем, что очень помогло мне в моем путешествии. Я также призываю вас делать то, что лучше всего подходит именно для вас.

Предлагаю всем представиться: «Что привело вас сюда сегодня?»

Озвучиваю план на день и организационные моменты.

 

Введение в тему семинара

Ретрит - это пространство, которое создано исключительно для вас, время, которое вы можете провести с собой наедине, чтобы более глубоко поразмышлять о своей внутренней жизни и вызовах на вашем пути. За эти годы я обнаружила, что независимо от продолжительности ретрита, его всегда достаточно. Это странное явление, но это правда.

Сегодня вы проведете время со своей душой, с глубинной сущностью того, кто вы есть, с искрой, которая делает вас истинно вами. Потратить на это время - это акт самоуважения. Через инструменты процессуальной работы, которые я объясню немного позже, внимание к своему телу, а также сны и озарения, которые у вас уже до этого были, у вас появится возможность познакомиться ближе со своим богатым внутренним творческим потенциалом.

Часто во время принятия важных решений или кардинальных перемен мне трудно оставаться в контакте со своей интуицией и внутренним чувством пути. Но именно в такие периоды мне нужен этот контакт больше всего. Возможно, что и вам. Я проделывала эти упражнения много раз и нахожу их чрезвычайно полезными. Такое ощущение, что мое тело всегда знает следующий шаг, который нужно сделать, даже когда у меня нет ни малейшей подсказки на сознательном уровне. Поэтому сегодня я предлагаю это упражнение сделать и вам. Вместе мы будем соприкасаться со своей внутренней глубиной, поддерживая друг друга в общем пространстве, находя смысл и путь для того, чтобы идти дальше.

 

Медитация «Слушая свое тело»

Мы начнем с телесной медитации.

Я прошу вас сделать пару глубоких вдохов-выдохов и занять свое полноправное место здесь, в этом кресле, в этом зале.

Разрешите себе провести некоторое время, исследуя свои телесные ощущения и образы.

Направляя внимание на свое тело, заметьте, какая часть вас хочет вашего внимания прямо сейчас. Не спеша просканируйте мысленно свое тело изнутри и просто заметьте, что притягивает ваше внимание.

Или, возможно, у вас есть часть, которая как будто бы не чувствуется. Вы можете положить туда руку, если можете дотянуться.

Теперь почувствуйте это место в своем теле, как если бы вы были внутри него. Сосредоточьтесь на том, что вы испытываете. Обращайте внимание на любые физические ощущения и мысли, связанные с этой частью вас. Побудьте с этим некоторое время.

Есть ли какое-то движение, которое хочет произойти? Есть ли звук, который оттуда рождается? Если да, не сдерживайте себя, начните двигаться или издавать этот звук.

Есть ли в этом какое-то послание для вашего сознательного «я»? Почувствуйте его, никуда не спеша.

Когда будете готовы, откройте глаза. Возможно, вы захотите сделать заметки.

Перерыв

 

Введение в процессуальную работу

Процессуальная работа и тело станут основным фокусом сегодняшнего дня. Процессуальная работа - это теория и практика, разработанная юнгианским аналитиком Арнольдом Минделлом, сочетающая элементы юнгианской психологии, даосизма, шаманизма и квантовой физики. Это способ фасилитировать изменения, помогая им претворяться в жизни. Идея в основе метода заключается в том, что в самих наших проблемах уже есть пути решения - их надо лишь найти, исследуя то, что происходит. Наши симптомы и движения несут для нас некий смысл, который предстоит обнаружить. Изучая и следуя за процессом по мере того, как он разворачивается, мы развиваем в себе новую идентичность, о существовании которой даже не подозревали.

Минделл предполагает, что все есть сон - что «сновидение» происходит непрерывно, а не только ночью. Он говорит о трех уровнях реальности, происходящих одновременно во всем, что мы проживаем.

*Консенсусная реальность - физическая реальность, какой мы ее знаем и по поводу которой у нас есть всеобщее согласие, консенсус.

*Сновидческий уровень – дневные грезы или мысли, чувства, ночные сны, ощущения, интуиция, синхронистичные события и символические значения, происходящие одновременно.

*Сущностный уровень - область тонких тенденций, которые возникают до того, как их можно выразить словами. Сущностный уровень приводит нас к глубокому, вечному, космическому аспекту нас самих. Из этого места на поверхность нашего сознания поднимаются глубинные послания нашей самости, подобно пузырькам в стакане с газированной водой.

Идея в том, чтобы мы слышали мудрость со всех уровней.

Часто в своей работе мы подходим к краю нашей зоны комфорта, к тому месту, которое не дает нам двигаться вперед. Почувствовать свой край особенно ценно во время сложных переходных периодов и жизненных изменений, а также когда есть ощущение застревания. Это то, с чем можно работать, и сегодня мы это сделаем с помощью пары простых упражнений.

Процессуальная работа помогает нам быть более гибкими, менее закрепощенными в наших ролях и отношениях к вещам и явлениям, принимать различные части себя, в том числе те, которые мы не любим в себе, вытесняем и игнорируем. Чем больше мы работаем со своими краями, тем больше у нас гибкости, и тем больше наша сущность/ душа живет через нас.

Это очень похоже на многие мировые религии, которые учат нас о связи жизни с более великим источником, а также с нашими индивидуальными духовными глубинами. Чем больше мы учимся, растем, рефлексируем и прислушиваемся, тем сильнее наша способность взаимодействовать с жизнью с благодатью и принятием.

 

Упражнение «Процессуальный Ум»

(адаптация одноименного упражнения, данного на процессуальном Интенсиве 2009 г.)

Давайте начнем с исследования того, кто мы есть на сущностном уровне. Сядьте поудобнее. Закройте глаза и привнесите осознанность в тело. Замечайте, если возможно, где вы чувствуете себя в своем теле как дома. Где в вашем теле вы чувствуете себя наиболее комфортно? Не торопитесь и просканируйте свое тело.

Возможно, вы захотите положить руку на эту область тела, чтобы почувствовать ее лучше.

Если ничего в теле не откликается, просто выберите любое место внутри себя, где вам было бы приятно и спокойно.

Как только вы его обнаружите, начните чувствовать качества этого места. Почувствуйте его энергию. Пусть оно начнет двигать вами. Вы можете двигаться сидя или стоя.

У этой энергии может быть даже свой звук. Как бы она звучала? Не стесняйтесь издать этот звук.

Теперь, когда вы ощутили качества и энергию того места в теле, где вы чувствуете себя как дома, какое место на земле оно вам напоминает?

Переместитесь туда в своем воображении. Почувствуйте это место. Какое оно? Какими качествами оно обладает? Чем это место похоже на вас? Чем вы похожи на него? (Дать несколько минут на это.)

Постепенно возвращайтесь в зал. Откройте глаза. Возможно, вы захотите потратить пару минут на то, чтобы что-то записать.

 

Шеринг в парах

Возьмите несколько минут, чтобы поделиться друг с другом своим опытом.

В какое место вашего тела привело вас это упражнение? В какое место на земле? В чем значимость для вас этого места? Каким образом этот опыт может поддерживает вас в вашей внутренней и внешней жизни прямо сейчас?

 

Шеринг в группе

Перерыв

 

Упражнение «В поисках своего пути» - движение по векторам.

(адаптация упражнения по векторному движению из процессуального интенсива 2009 г., упражнений из книги «Гео-психология» Арнольда Минделла и упражнения, которое дала мне Кейт Джоуб)

Сейчас мы сделаем упражнение, в котором позволим нашему телу двигаться в определенном направлении.

Предлагаю встать и убрать в стороны стулья, чтобы освободить место для ходьбы.

Выберите место в зале, с которого, по ощущениям, вы можете начать. (Каждый находит свое место.) Положите небольшой листочек бумаги, чтобы отметить на полу эту точку в пространстве.

Сделайте глубокий вдох и почувствуйте себя больше в собственном теле. Мы немного походим по залу. Почувствуйте, в каком направлении хочет идти ваше тело, и начните очень медленно двигаться в этом направлении.

Иногда, чтобы почувствовать, в каком направлении хотят идти мои ноги, я немного поворачиваюсь на месте, прежде чем сделать шаг. Вы почувствуете, в каком направлении хочет идти ваше тело, или же ваши ноги просто пойдут определенным путем – тогда продолжайте следовать в эту сторону. Если нет внутреннего ощущения направления, просто выберите любое.

Идите очень медленно и осознанно - медленным вдумчивым шагом.

Замечайте, что происходит внутри вас, когда вы так идете – мысли, чувства, звуки, образы, цвета. Что происходит внутри вас, когда вы двигаетесь в этом направлении?

Пройдя несколько шагов, вы дойдете до места, в котором решите остановиться. Поразмышляйте в тишине о том, что это для вас было? Что с вами происходило во время движения по этому вектору? [пауза]

А теперь мы пойдем в направлении, куда не хочется идти, некомфортно, неприятно.

Найдите, какое это направление и начинайте в нем двигаться – так же не спеша, осознавая, что происходит внутри. [пауза]

Сделав несколько медленных шагов, остановитесь. Положите на это место листочек бумаги. Порефлексируйте минутку, что было для вас в этом направлении? Что с вами там происходило?

Теперь вернитесь туда, где вы начали свой первый вектор, и начните идти оттуда к тому месту, где вы закончили второй, зная, что вы по сути складываете приятный и неприятный вектора. Шагайте медленно, осознавая любые взаимосвязи, мысли и чувства. [пауза]

Когда закончите, вернитесь на свое место и сделайте заметки.

 

Шеринг в парах

Что нового о себе вы узнали из этого упражнения? Какая часть упражнения флиртовала* с вами, очаровывала, поражала вас каким-то образом?

 

Шеринг в группе

Какие инсайты / какую мудрость предлагает вам эта работа касательно того, что привело вас сюда сегодня?

 

Завершение

Какую жемчужину вы уносите с собой домой? Поделитесь по очереди. Вы можете выразить это в словах, звуке, движении - в той форме, которая наилучшим образом выражает ваш сегодняшний дар, вашу находку.

Огромное вам спасибо за участие в этом семинаре! Для меня было честью работать с вами.

Часть III: Интервью с Джаем, участником семинара

Барбара : Не мог бы ты рассказать мне о том, как у тебя прошло упражнение «Процессуальный Ум», когда предлагалось найти в теле и на земле место, в котором ты чувствуешь себя как дома?

Джай : Когда ты сказала найти место в теле, где я чувствую себя как дома, мне пришлось некоторое время его поискать. По факту я искал место, в котором чувствовал себя максимально безопасно. Оно оказалось где-то здесь, в середине (указывает на солнечное сплетение.) Затем я просто обращал внимание на дыхание.

Ты что-то такое сказала, что помогло мне понять, что это оно. Ты сказала: «Положите руку на это место». Сначала я думал, что оно здесь (показывает на живот). Но потом я понял, что оно все-таки выше. В районе сердца. Помню, я спросил себя: «Это метафора?»

По мере того, как я продолжал ощущать это место, ты сказала, чтобы мы осознавали его качества. Я чувствовал, что у моего сердца есть ритм, то есть это не метафора. Я имею в виду, что чувствовал настоящий бьющийся орган. Там был непрерывный поток. И у этого потока свой ритм. Сердце просто продолжает работать, несмотря ни на что.

Оно не собирается останавливаться. Оно ни о чем не думает. Оно просто бьется, пока я живу. Постоянно. Этот ритм заставляет чувствовать себя в этой области тела как дома.

Следующее, что ты спросила, с каким местом на земле можно ассоциировать это состояние. Не прошло и наносекунды, как я оказался в горах у ручья, который тек и имел свой собственный ритм. Если посмотреть на него в более крупном масштабе времени, этот ручей пульсирует вместе с временами года. И он никогда не останавливается, пока течет вода и сохраняется сам ландшафт, а это может быть очень долго. (Джай по образованию геолог.)

Что это мне дало? Возвращение домой, к ручью, было для меня сродни возвращению к некоему естественному процессу, не нарушенному человеческой мыслью и планами.

Почему это место как дом - потому что в нем я возвращаюсь к абсолютной естественности. Вот почему сидеть у ручья все равно что слушать биение своего сердца. Это как живая вода. Все дело в том, чтобы вернуться к своей природе.

Барбара : Спасибо, Джай! Теперь расскажи, пожалуйста, что было у тебя во время движения по векторам.

Джай : Ты же знаешь, насколько я чувствую себя изолированным на работе. В связи с этим я заметил некоторую привлекательность в том, чтобы не стоять слишком далеко от других людей. Я не хотел им мешать, но и не хотел уходить.

Я не совсем понимал, что с этим делать, поэтому повернулся к тебе, а затем стал идти к стене, которая показалась мне очень грозной (край ). Что вы делаете, когда стоите перед глухой стеной, и дальше некуда идти?

Если бы там была дверь, ее можно было бы открыть, если только она не заперта. А иногда мы забываем, что можно просто обернуться, что позади нас все пути открыты. Всегда есть выбор. Тогда можно спросить: что у меня за спиной? А за спиной, допустим, тоже тупик. Что ж, тупик, тиски или кувалда - тоже вариант.

Барбара : Что нового ты узнал о себе из этих упражнений?

Джай : Если подумать, о чем они для меня были, ответ будет очень прост: глубоко внутри я знаю, что лучший способ для меня жить - это следовать ритмам моего собственного тела, природы, сезонов. Течение этой реки может меняться, но оно всегда остается естественным, если в него не вмешаться. Пока не вмешивается механический машиноподобный человеческий ум с соответствующей деятельностью, река просто течет, следуя своему курсу. Она всегда находит свой оптимальный путь.

Когда я двигаюсь в направлении, где я теку естественно, следуя своему сердцу, все становится лучше. Дела становятся хуже, когда я начинаю вмешиваться в свое направление, пытаясь действовать, как армейский инженерный корпус, поворачивая реку вспять или делая запруду черт знает для чего. Для меня важно научиться следовать естественным ритмам. Иногда это означает соединяться через внешнюю природу с ощущением того, что я тоже естественная неотъемлемая часть мира.

Могу ли я чувствовать, когда я этого не делаю? Когда пытаюсь строить машины, башни и дамбы? Да, конечно. Как только я начинаю свое строительство, я упираюсь в стену, как это было в упражнении. И этим же я занимаюсь на своей работе.

Если вы спросите меня о моей текущей работе, а также о том, как это относится к тому виду работы, который мне нравится, или к тому, с чем я экспериментирую на протяжении многих лет, например, преподавание и мастер-классы по групповому лидерству, даже публичные выступления, которые я, кстати, давно не делал, то я отвечу: все это происходит естественно, в этих занятиях я подобен потоку.

Работа, которую я выполняю за зарплату (его первичный процесс*), на которую живу - стуча по клавиатуре и перемалывая всевозможные технические данные в мозгу - подобна армейскому инженерному корпусу, который выстраивает что-то искусственное там, где должна быть природа, меняя естественный ток вещей. Они заставляют поток двигаться в нужном им направлении. На ум приходит река Миссисипи и то, как там угрохали одно или два поколения людей на то, чтобы насильственно перенаправить эту огромную реку, которая имеет свой собственный путь. Судя по тому, что я читал, река в итоге все равно не будет течь, как они хотели. Мы не сможем постоянно удерживать искусственный курс. Сила реки в конце концов преодолеет любые барьеры и заграждения. То же самое сделал ураган Катрина. Он плевал на все наши инженерные сооружения. Природа говорит: «Вы можете пытаться остановить меня сколько угодно, но будет по-моему».

Моя работа могла бы это сделать. Затопить и уничтожить. Или я мог бы сделать шаг назад и посмотреть, куда течет природа, и последовать за ней. Я мог бы сесть в лодку. Любопытно, уже одно начало этого упражнения говорит обо мне очень много. Даже о моих отношениях – что в них естественно, что искусственно. Что заставляет, что ограничивает.

Как мне найти естественный поток? (вторичный процесс*) Что ж, достаточно положить руку на сердце и вспомнить, что никто не заставляет его биться. Он будет делать это до тех пор, пока я жив.

Так могу ли я течь вместе с ним? Река - самое спокойное место для меня. Самые приятные моменты расслабления, когда я могу все отпустить, - это когда я провожу время у реки, закрыв глаза. Потому что она просто делает то, что делает. И все, что нужно, уже происходит.

В этом потоке есть что-то такое, что меня привлекает. Я приехал в Колорадо, потому что мне нужно было видеть проточную воду. Я люблю деревья. Люблю горы. Океаны. Прерии и луга. Это все прекрасно. Но мне нужна вода, которая течет. Она мне ближе всего.

Значит, есть какая-то связь между сердцем и потоком воды. И конечно, именно там я больше всего чувствую себя как дома. Я чувствую себя как дома, когда следую естественному течению своего сердца.

[Постскриптум ] После семинара мы отправились в горы к ручью, где раньше проводили много времени. Мы не были там уже несколько месяцев и обнаружили, что несколько деревьев и веток упало в воду, буквально перекрыв ручей и разрушив его красоту.

Несколько минут Джай возмущался по поводу этой ситуации. Но уже через пару минут он оценил обстановку и достал перочинный нож, намереваясь проделать кое-какую работу. В течение следующего часа мы пилили и ломали ветви деревьев, чтобы восстановить поток. Уставший, но довольный, Джай физически запустил естественный поток горного ручья, и я подозреваю, естественное течение собственного сердца тоже.

Часть IV: Структура процесса Джая

Ниже моя гипотеза структуры процесса Джая и возможные способы разворачивания этого процесса.

Кажется, его первичный процесс - это выполнение работы, которая идет против естественного течения его собственных ритмов и стремлений. Его работа вынужденная и искусственная.

Главным символом неприязни и маргинализации* является «армейский инженерный корпус» и то, как, в представлении Джая, он вмешивается в естественность.

Следовать естественному потоку и привносить в повседневную жизнь те дары, которые это следование дает, - вторичный процесс Джая. Он очень сильно этого хочет, но не верит, что может это получить. Так он оказывается у стены, у своего края . Стена была для него угрожающей.

Моя гипотеза, что у Джая есть сила армейского инженерного корпуса - он физически расчистил ручей. Его край - это взять ту же энергию и направить ее на расчищение потока своей жизни.

Поскольку он проводит много времени, «перемалывая данные в мозгу» (аудиальный канал*), использование незанятого канала движения* может помочь ему амплифицировать* процесс.

Если бы я с ним работала, я бы спросила его, не хочет ли он физически надавить на стену всем своим телом, повзаимодействовать с крепостью армейского инженерного корпуса, и смотрела бы на его обратную связь*.

Другой вариант - выяснить, какая сновидческая фигура может быть воплощена в стене. Мы могли бы исследовать, какие чувства у него возникают, когда он ее толкает.

Возможно, он хотел бы стать стеной, чтобы побыть в роли того, что его сдерживает.

Еще один подход мог бы заключаться в том, чтобы начать с его руки на сердце - войти в контакт с ритмом сердца, с потоком крови. Кажется, Джай на «ты» с метафорами и визуальным каналом*. Возможно, предложение развернуть* процесс в проприоцептивном канале* вызовет его положительную обратную связь*.

Дневник процессуальной работы

Мои процессы на протяжении написания данной работы.

 2/19/09

Сессия с Эльвой Редвуд:

Кажется уместным начать с моего последнего процесса, который был в конце Интенсива. Мы сделали упражнение на соединение со своим Процессуальным умом.

Самая глубокая часть меня располагалась в голове вокруг рта и затылка. Как будто мою голову окольцовывали на этом уровне кольца Сатурна. Ощущение этого места напоминало мне Гималаи, покрытые снегом и тянущиеся к небу. Я стала ими, вырастая одновременно выше и глубже. В ответ мое тело выпрямилось, а шея вытянулась.

Я ощущала себя будто в хрустальной горной пещере, сущность которой состояла в «белом блеске». Послание, которое я услышала в свой адрес: «Стань горой». Как только я это сделала, я почувствовала, как глубокая энергия и сияние пульсируют из меня и заполняют весь зал. Эльва сказала, что тоже это чувствует. Мы некоторое время побыли в этом переживании. Я поблагодарила ее за фасилитацию и ее собственную внутреннюю работу, которая, как мне кажется, позволила мне прийти в это невероятно мощное состояние.

Я поняла, что это сияние и глубокая тишина, с которой я соединилась, содержала в себе всю полноту моих переживаний за время Интенсива: единение, любовь (мы назвали нашу группу «Семь поцелуев»), трудные времена, веселые времена, невероятные уроки и инсайты и многое другое. Это был феноменальный способ интегрировать новые дружеские отношения, и все это было внутри меня. Я была этим. Никакого разделения.

5/3/09

Упражнение:

«Что сейчас есть внутри самого важного, над чем можно поработать?»

Я вижу огромный валун, лежащий на дне океана. Он тяжелый и неподвижный - подобно тому, как я иногда себя чувствую, не в силах двигаться вперед.

Я осталась с этим образом, придала своему телу форму валуна и просто сидела на дне океана. Внезапно я прохожу сквозь океанское дно, проваливаясь через 3 слоя осадочных пород, и попадаю в самое ядро. Вокруг кипящая расплавленная магма.

Какой-то камень врезается в меня и раскалывает на части. Мое тело раскрывается, и я вновь оказываюсь на дне океана.

Это такое облегчение! И такая радость! Расплавленный камень несет меня вниз по течению. Я плавлюсь и становлюсь частью жидкой породы. Мне нравится быть в ядре. Там есть движение, текучесть, бурление, плавятся новые камни. Я чувствую себя как дома! Чувствую себя живой!

5/10/09

Я смотрю на старую визитную карточку, которую использовала, когда занималась духовным руководством. Я прошла через такую большую трансформацию, но так и не перевела ее на современный язык.

Каков образ, отражающий мою духовную жизнь? Образ, который сразу приходит, - это «тусклое зеркало», антиквариат, в котором вы не видите четкого отражения. Его даже нельзя почистить или натереть. Необходимо совершенно новое зеркало.

Два дня спустя, по иронии судьбы, я оказалась в католическом ретритном центре для поэтического ретрита. В моей комнате стояло старое зеркало, похожее на то, что было в моем воображении. Пришло время позволить старому уступить место новому способу смотреть/видеть/размышлять.

6/23/09

Упражнение:

Я хочу расширить свой кругозор, но пока не знаю как.

Я чувствую энергию в своем животе, в своем центре. Я вижу галактику. Она прекрасна! Но мне грустно, потому что я не знаю, как в нее попасть. Я вспоминаю, что я ракета и могу летать.

Я начинаю чувствовать движение к Солнечной системе слева. Я двигаюсь влево и чувствую, что меня тянет вниз к Земле, поэтому я наклоняюсь. Теперь я - пионовый куст со множеством цветов. Каждый цветок - это аспект моей одаренности. Я многое умею делать хорошо. Выбор за мной, на каком цветке сосредоточиться.

7/22/09

Упражнение:

Я вступаю в контакт с самыми заметными чувствами/ощущениями, происходящими прямо сейчас. Я чувствую кирпич в животе. Я также замечаю очень тонкое покачивание, которое вызывает чувство тревоги. Покачивание привлекает мое внимание, и я сосредотачиваюсь на нем. Я замедляю это движение. Я чувствую петлю на шее, привязанную к деревянному стулу, на котором сижу. Меня тянет назад, как будто я падаю вместе с креслом. Это мне напоминает упражнение, которое я делала с Зоей перед Интенсивом. Процесс повторяется, он не завершен.

Я вижу Могучего Мышонка, мультяшного персонажа из моего детства, летящего по воздуху и тянущего меня за веревку. Это больше похоже на спасение. Мы приземляемся на острове, где пальмы развеваются на ветру в окружении великолепной голубой воды. Я просто сижу и смотрю на эту красоту, пораженная тем, что я здесь. Я вздохнула с облегчением, подумав, что это то, чего я так долго хотела, – провести время на пляже острова, глядя на волны.

Главное послание из упражнения: «Перестань так стараться!»

7/24/09

Упражнение:

Сегодня утром я совершаю ритуал с благовониями, двигая дымящуюся палочку в четырех направлениях: вверх к небу, вниз к земле, а затем по кругу с намерением очистить окружающую меня энергию. Затем я начинаю двигаться сама. Я перехожу к движению «неподвижности» Габриэля Рот (автора книги «Пот ваших молитв: движение как духовная практика») - настолько медленному, что это одновременно и движется, и не движется.

Я становлюсь белой птицей, подаренной мне дедушкой во сне. Двигаясь так медленно, я ощущаю, что парю в воздухе. Это приятно! Это дарит чувство свободы - парить без ограничений гравитации. И все же я сознаю, что беспредельность птичьего полета и ограничения гравитации присутствуют одновременно, обе силы нужны в моей жизни.

7/28/09

Упражнение:

Голова идет кругом от шквала мыслей. Мне кажется, что я в ловушке - под водой, под плотным брезентом, как будто накрыли бассейн, тем не менее по ощущениям я в океане. Я пытаюсь дышать, глотать воздух, находя маленькие карманы между водою и брезентом. Я зла! Я так устала чувствовать себя загнанной в ловушку, когда меня держат под чем-то непроницаемым в среде, где невозможно дышать!

Кто тот, кто заключил меня под воду? Я толкаю брезент руками. Он сильно не поднимается, но я могу вдыхать воздух. Теперь я пушинка от одуванчика. Я рисую руками круги, чувствуя свою полноту. Приходит ветер и сдувает мои семена, разнося повсюду. Я свободно летаю в воздухе. Как это здорово!

8/23/09

Группа с Уэйнелл:

Моя сегодняшняя работа заключается в том, чтобы избавиться от старых паттернов отношений с мамой, которые у меня были, когда она была жива. Смерть была в поле нашей группы. Я работала со смертью мамы от рака мозга.

Я представляю, как стою у ее гроба, как во время поминок и похорон. Я не могла оставить ее одну. Я чувствую себя ее защитницей. Теперь ее воплощает подушка, лежащая напротив. Я хочу, чтобы о ней позаботились. Я поднимаю подушку и подношу к своему лицу: «Я скучаю по тебе, мама. Я не хочу тебя отпускать».

Я понимаю, что поступаю с ней так же, как она поступала со мной всю мою жизнь – никогда никуда не отпускала. Я отчаянно желала свободы, но она всегда тянула меня назад. Теперь я это поняла. Могу ли я дать ей свободу уйти? Я люблю ее и я могу решить ее отпустить. Я обнимаю и целую ее, много плачу и отдаю Джейн, партнеру по упражнению. «Я люблю тебя, мама, и отпускаю». Я благодарна ей за любовь, которую всегда неправильно понимала, и за наши с ней отношения.

Я чувствую светлую печаль и открытое сердце: «Ты всегда будешь со мной, мама».

8/26/09

Упражнение:

Я чувствую конфликт между моими руками и моим умом. Мои руки все еще хотят исцелять. Но я больше не хочу заниматься целительством с помощью наложения рук. Я хочу делать что-то большее! Что если я так и сделаю? Просто разорву эту ограничивающую связь? Фух… мое сердце освобождается от пут. Слезы текут, как бальзам, по всему моему телу.

8/29/09

Упражнение:

Я чувствую, что хочу прыгать и бегать, двигаться быстро. Я не хочу сидеть спокойно, как делаю это почти каждое утро.

Я начинаю двигать руками, отодвигая тяжелую завесу, которая находится передо мной. Приятно чувствовать себя «открытой», а не «закрытой». Я встаю, чтобы еще больше подвигать руками. Движения получаются очень отрывистые, резкие и жесткие, локти согнуты, ладони вместе, делают толкающие движения снова и снова. Я начинаю отталкивать от себя предметы. Приятно быть грубой и резкой.

Я трясу головой и волосами, как будто пытаюсь вытряхнуть из них сосновые иголки. Затем я хватаюсь за живот, пытаясь вытащить все дерьмо, что во мне скопилось, отбрасывая его в сторону широкими движениями.

И снова размахиваю руками. От чего я избавляюсь? Теперь я вижу изнутри какую-то мембрану. Я внутри яичной скорлупы. Я цыпленок, готовый проклюнуться наружу. Своим острым клювом я пробиваю себе путь сквозь скорлупу. ПРОРВЕМСЯ! Я выхожу наружу!

9/5/09

Упражнение:

Вулканическая энергия, которую я испытала в Портленде, вернулась. На этот раз лава гораздо ближе к извержению. Я боюсь извержения. Это говорит мой мирный привратник. Нельзя допустить, чтобы что-то было в беспорядке, и не дай Бог, чтобы что-то взорвалось! Я быстро возвращаюсь к лаве. Ничего себе, у меня внутри жидкий огонь. Я и есть огонь. Я гора, которая хранит огонь. Какая мощная гора!

10/14/09

Терапия с Уэйнелл:

Мы сосредоточились на моем внутреннем смятении. Я вижу темно-фиолетовую слизь. В ней чувствуется какое-то волнение. Есть испуганная маленькая девочка, лет семи, прячущаяся в шкафу от хаоса. Я спускаюсь вниз, чтобы побыть с ней, и обнимаю ее рукой. Сквозь темно-фиолетовый цвет пробивается световая дорожка. Это я, уязвимая и сильная.

Что такое фиолетовый цвет? Это часть радуги. А также цвет церковных одежд. Свадьба Тима уже в следующем месяце. Я встречусь со своим бывшим мужем, который теперь католический священник. А вот и фиолетовое волнение. Пришло время закончить незаконченное.

10/18/09

Упражнение:

У меня случился инсайт по поводу моего внутреннего разделенного «я». Есть я, живущая свою повседневную жизнь. А есть я, лежащая на полу, свернувшись калачиком, спящая, сжавшаяся, втянувшая голову в плечи. Эта «я» одета в лиловое боди танцовщицы, но при этом она крепко спит.

Повседневная «я» продолжает таскать спящую «я» всюду, куда идет. Кто-то держит то «я» в наркотическом опьянении. Я чувствую, что спать ее заставляет страх перед повседневной реальностью. Я также чувствую, что на это уходит уйма энергии, чтобы всюду таскать за собой спящую опьяненную «я».

Я перехожу к движению, чтобы продолжить процесс. Сейчас я та, которая находится в спячке. Я встаю и двигаюсь вверх и по кругу в плавном танце. Эта часть меня очень мощная, она движет энергетическими потоками так же, как я двигаю телом. Эта мощная часть меня просыпается и начинает двигаться.

12/17/09

Терапия с Уэйнелл:

Я приношу на сессию значимый для меня сон, в котором был некий учитель.

Я нахожусь с группой близких друзей. Мы идем по территории монастыря, где живем. Мы все молились за разные части света. Я была на самой высокой точке в Боулдере, молилась там за людей. Во время нашей прогулки ко мне подходит монах. Я узнаю его. Он говорит, что был со мной во время моей молитвы и будет продолжать быть со мной, по мере того как я буду молиться все больше и больше.

Уэйнелл говорит, что сновидческие учителя очень важны. Любая работа с подобным сновидением - это начало, открытие, и далеко не конец.

Мы работаем с фигурой учителя: я снова вхожу в сновидение. Передо мной стоит Майкл, но не произносит ни слова. Он общается силой мысли, и я ощущаю, как мы общаемся в этом канале. Я не могу понять смысла нашего общения, но я точно ощущаю его присутствие. Я просто наслаждаюсь его присутствием. Слова придут позже.

1/14/10

Терапия с Уэйнелл:

Я пришла поработать со своим краем работы с людьми в процессуальном подходе. Один мой друг утверждал, что я прекрасно умею работать с людьми. Так почему же я не начинаю?

Есть голоса, которые говорят: «Ты никогда не будешь достаточно в этом хороша». Я сосредотачиваюсь на голосах. Далее образно: это громкий раскатистый голос, доносящийся из-за холма. Я иду за холм, чтобы посмотреть, кто и откуда так говорит, и обнаруживаю пухлого мультяшного персонажа, похожего на плюшевого кролика. Когда я сталкиваюсь с ним лицом к лицу, он расплющивается на земле и становится двумерным. Это мой внутренний критик, использующий эффект «Волшебника Страны Оз». По сути, он прячется за холмом, за занавесом, и при этом вещает большим гулким голосом, чтобы напугать меня. Факт в том, что это мультяшный персонаж – он не настоящий! Как можно воспринимать его всерьез?

Мой недавний сон: Я забыла, кто я. Джай должен отвезти меня на целительский сеанс, и я знаю, что это поможет. Мы приехали в оживленный центр, всюду много терапевтов и клиентов. Все настроены дружелюбно. Кто-то дает мне одеяло, потому что я забыла пальто.

Уэйнелл говорит, что мой сон обнадеживает и показывает, что я готова к переменам. Она подтверждает мои естественные терапевтические способности, которые она распознала во мне с самого начала.

1/28/10

Работа со значимым сном:

Моя мать (скончавшаяся в 1998 году от рака мозга) появляется в моем сне в образе пожилой женщины. Она разговаривает со мной и просит меня успокоиться, пока за окном еще не прогремел взрыв. Она прикасается к моей коже, как мать прикасается к новорожденному ребенку - с любовью и заботой.

В моем воображении она проникает под мою броню, которой я прикрываюсь от мира. Это напоминает мне о моей уязвимости.

2/11/10

Двигательная медитация:

Я зажигаю благовония и медленно двигаюсь, погружаясь вглубь себя, чтобы услышать свою душу. Я двигаюсь по периметру комнаты и одновременно сижу в ее центре. Я и та, и другая. Мое «я» в центре хочет иметь кристально чистое видение. Мое периферийное «я» сметает руками все невидимые обломки на своем пути.

Я привыкла разбирать завалы. Я хочу стать той, которая в центре. Я стараюсь двигаться к центру, но моя роль на периферии очень сильна, она не отпускает меня. Поэтому я сажусь, чтобы поговорить с собой в центре. «Я здесь для того, чтобы узнать тебя больше. Будь моим учителем». Воцаряется умиротворение. На некоторое время я установила эту сакральную связь.

2/17/11

Я работаю с краями во отношениях с Джоном, моим пасынком. Это напоминает мне мое детство, когда сестры брали мои вещи и портили их. Только Джон съедает весь кетчуп и другие продукты в холодильнике, и для меня это каждый раз неприятный сюрприз.

Я ворчу и топаю ногами. Я очень зла. Но на этот раз я еще и говорю о своих чувствах, я не молчу.

От возмущения тело снова приходит в движение. Ноги хотят унести меня прочь отсюда. Говорить о своем недовольстве - это мой край . Легче уйти или топнуть ногой.

2/23/10

Упражнение:

Я спрашиваю, чего хочет сегодня моя душа? Прислушиваюсь к ощущениям в теле и чувствую, что хочу скакать – как лошадь – и тут появляется образ получеловека-полулошади. Думаю, это Кентавр.

Я самка Кентавра с луком и стрелами, свободно скачу по лесу сквозь утренний туман. Это чудесное чувство, когда ты переходишь вскачь! Волнение и радость! Сегодня выйду на пробежку, чтобы закрепить это ощущение и выразить за него благодарность.

Фрагмент сна: я помогаю японским иммигрантам бежать с помощью виртуальных технологий. Мы входим в игру. Я нахожусь как в игре, так и наблюдаю со стороны.

3/8/10

Скайп с Кейт Джоб:

Чувствую себя дерганой, беспокойной, потерявшей свое направления. Начинаю дергаться больше, подпрыгивать, жестикулировать, как аборигенка, танцующая вокруг костра. Здесь есть две фигуры. Одна, которая ограничивает меня, запрещает мне прыгать, тянет вниз. Другая говорит: «Просто будь свободна». Какая часть моей жизни призывает меня к свободе? Я не знаю. Но чувствую, как меня сзади подталкивают: «Иди же, сделай это!» Меня выталкивают в мир со словами: «Как только ты выйдешь, твоя спонтанность, творчество и безграничные возможности выведут тебя на твой путь.

Тот, кто меня толкает - часть меня, и она хочет для меня самого лучшего. Она знает меня очень близко и знает, что мне нужен толчок, чтобы попасть в творческое пространство, где я полностью раскроюсь. Иногда этим творческим пространством может стать простое созерцание природы - бытие, которое требуется, чтобы сбалансировать действие.

3/25/10

Терапия с Уэйнелл:

Я говорю о переживаниях во время исцеляющей молитвы на созерцательном служении в прошлое воскресенье. Я чувствовала себя жаровней, в которой горит огонь. Это соответствует моему давнему сну, в котором я веду молитвенное служение для огромной аудитории людей. Я держу перед группой жаровню с дымящимися благовониями. Уэйнелл сказала, что это сон, который сновидит* меня.

Некая женщина на богослужении пригласила меня в следующий раз присоединиться к ней в молитве за других. У меня возникли две полярные реакции одновременно: вдох от возбуждения и физическое отталкивание и задержка дыхания от страха. Я не занималась этим уже много лет. Я больше не верю в Бога, как эти люди. Я просто не могу этого сделать. И все же я считаю себя целителем, и от этого никуда не деться.

Мне нужно проработать отвержение Католической Церкви в лице общины «Духовного руководства», которое произошло во время моего развода.

Уэйнелл предположила, что эти «движения» архетипичны и связаны с чем-то большим, чем то, что происходит только внутри меня. И что я могу обратиться за поддержкой к фигурам из своего сна.

3/27/10

Упражнение:

Я хочу исследовать свой толстый кишечник и запор, от которого я страдаю. Сразу же начинается диалог:

Я: Почему твоя перистальтика не работает? Зачем ты все держишь в себе? Кишечник: Я просто отражаю тебя, когда ты встревожена.

Я принимаю образ со сморщенным лицом и кулаками, прижатыми к плечам, поднятым к ушам - защитная поза. Слезы подступают к глазам, когда я понимаю, что большую часть своей жизни занимала такую оборонительную позицию. Сперва защищаясь от вторжения матери в мой тихий мир. Затем от Джона, моего тогдашнего партнера. Я не знаю, как не защищаться.

Диалог продолжается: Я: Как мне тебе помочь? Кишечник: Дыши!

Я начинаю делать глубокие вдохи. Поза немного смягчается, и чем больше я дышу, тем ниже опускаются мои плечи. Я экспериментирую с движениями рук - от себя, в стороны, снова в защиту, становясь тем самым более текучей, осваивая и то, и другое состояние.

3/28/10

Упражнение:

Руки хотят продолжать движение. Спонтанно мои открытые ладони расходятся от центра груди в стороны, как это делает артист: «Та-да!». Мои руки говорят: «Я здесь!» - с улыбкой на лице, радостью в теле и чувством удовольствия в сердце: «Позвольте мне порадовать вас, друзья!»

Сон: Я врач/священник на обучении. Мы находимся в монастыре, куда люди приходят за исцелением. У нас есть медицинские иглы, и мы ставим их в основном в рот/десны, иногда на руки.

Все доктора уходят. На прием приходит женщина. Я не решаюсь, потому что еще не делала этого в одиночку. Я вставляю иглу ей в рот, и вдруг налетает сильный пронизывающий ветер. Мы укрываемся чем-то. Когда мы открываем глаза, то видим чернику, которую разнес повсюду ветер. Хотя она не очень сладкая, я думаю, мы должны собрать ее для еды.

4/3/10

Со мной заигрывает фраза из новостной рассылки «Духовного руководства»: «Какие дикие возможности есть во мне?»

В фильме «Битва Титанов» появляется Пегас, способный летать по воздуху и свободно бегать по земле. «Дикие», «свободно бегать» - это все для меня край. Или это вторичный процесс? Или и то, и другое?

Каково это - иметь дикие возможности? «Дикость» заставляет меня закрываться, чувствовать себя подавленной, и все же я всегда хотела ощутить это состояние больше. У меня никогда не получалось. Это слишком высокий для меня край. Я даже не могу представить, что бы тогда было со мной.

5/3/10

Терапия с Уэйнелл:

Сегодня была тема семьи/отношений. Я только что вернулась из Хьюстона, где навещала своих взрослых детей и внуков. На этот раз я заняла твердую позицию и не стала звонить отцу или сестрам, чтобы сообщать им, что я в городе. Я просто хотела побыть со своими детьми.

Архетип всепожирающей матери возник, когда я заговорила о сестрах, которые выполняли эту роль с тех пор, как она ушла из жизни. Трудно было противостоять матери, когда она была жива – это был мой огромный край на протяжении большей части жизни. Он все еще есть, хотя я и уехала из родного штата, подальше от семьи. Тем не менее, во время моего развода, мы с мамой переживали настоящее примирение, когда я вернулась в отчий дом, и мы подолгу были вместе, обсуждая тогдашние события. На этих воспоминаниях ко мне подступили слезы.

Вопрос, на который мы искали ответ во время сессии: Как бы я могла отстаивать свои интересы, если бы осталась в Хьюстоне?

5/20/10

Упражнение:

Я посмотрела видео о мировой работе под названием «Азиатский процесс». Вспоминаю заявление о том, что люди боятся занимать много места. Это вызывает у меня слезы.

Внутренним взором я вижу маленькую себя – напуганную девочку в темной комнате. Я сразу поняла, что страх был связан с тем, чтобы использовать свой голос для выражения истинных чувств. Я помню, как мама накричала на меня, когда я разозлилась на своих сестер и сказал им, что лучше бы они никогда не рождались. Она наказала меня за эти слова и предупредила, чтобы я никогда больше так не говорила. Будучи хорошей девочкой, я послушалась. А ведь это был мой голос, моя способность выражать гнев, защищать себя в конфликтных ситуациях. С тех пор этот край был всюду со мной. Мне нужен мой голос!

На ум приходит сон, который снился на прошлой неделе: я в глубокой древности, вокруг падают колонны, я помогаю маленьким испуганным людям найти укрытие. Я хочу жить и хочу помочь выжить им! Я хожу и успокаиваю детей, убеждаясь, что с ними все в порядке.

По-видимому, я могу быть текучей: могу быть маленьким испуганным ребенком, а могу быть и сильным взрослым, который оказывает помощь. Хотя я во сне и не использовала голос, но я чувствовала силу. A значит, голос не за горами.

5/30/10

Упражнение:

В упражнении предлагалось представить место, где я хотела бы провести остаток своих дней.

Мое нынешнее место - это захламленная комната. Желанное место - домик на зеленых просторах высокого холма с лесом и видом на горы.

Я давно чувствовала потребность уйти в себя, перестать для каждого быть жилеткой, в которую можно поплакаться. Я сворачиваюсь в клубок и накидываю на себя большое покрывало, чтобы укрыться от света и от всего мира. Я свернулась калачиком на стуле, накрыла голову одеялом и закрыла глаза руками.

Под закрытыми веками играл розово-оранжевый свет. Через него я сосредоточилась на собственной энергии. Я стала этим светом, ощущая творческий импульс, и просто наслаждалась им некоторое время. Никаких других образов не появлялось.

Затем появилась картина дзэнского сада камней - того, что меня всегда очаровывало и привлекало. Я долго смотрела на свой внутренний дзэнский сад.

6/3/10

Терапия с Уэйнелл:

Возник вопрос из предыдущей сессии: «Как я могу отстаивать свои границы и занимать свое законное место в родительской семье?»

В настоящее время я чувствую потребность в уединении. Мне нужно время, чтобы прислушаться к себе. Когда я слушаю Джая или других, я теряю контакт с собой и сосредотачиваюсь на их историях.

Я рассказала, как начались наши с Джаем отношения - я всегда слушала его очень внимательно. У меня край в канале отношений* - я не могу сказать ему, что не хочу слушать только его. Уэйнелл предложила обратить внимание на то, что у меня всегда есть выбор, в какой роли мне быть. Это про текучесть.

6/17/10

Терапия с Уэйнелл:

Я чувствую себя гималайской горой, очень высокой, сильной, глубокой. Но тут позади меня появляется большая рука, которая придавливает меня к земле. У кого же так много энергии, что он может раздавить гималайскую гору?! Я не вижу его – слишком большой край.

7/1/10

Работали с тем, кто меня подавляет (гималайская гора, которую пытаются раздавить). Сон о моем бывшем муже проливает свет. Вспоминается моя властная мать, а также роль церкви, которую представлял Джон (мой бывший) как посвященный в духовный сан служитель. Меня всегда подавляли эти большие институты - родители, церковь, брак.

Я помню про текучесть, у меня есть выбор: остаться в этих ролях или попробовать что-то новое.

7/22/10

Сегодня появилась богиня Кали! Жара! Огненная энергия. Она меня зажгла! К тому же контраст с холодными гималайскими горами - образом, который пришел мне несколько недель назад. У меня был горячий разговор с Джаем о том, кто будет стричь газон – я устала делать это все время одна. Мне нужна помощь. К моему удивлению, он быстро согласился. Я, честно говоря, не ожидала, но рада этой смене ролей.

Для меня было большим событием выразить свое недовольство, да еще и с такой энергией! Я думала, что люди неохотно меняются ролями. А он с готовностью встал на мое место. Похоже, мои мысли мешают текучести. Важный урок!

7/31/10

Упражнение:

Я чувствую скрытую дрожь под слоем спокойствия. Я двигаю руками в ритме этой дрожи. Появляется образ пола с белыми выступами, похожими на ящик для яиц. Я вижу, что это споры, готовые лопнуть и развеять свои семена.

Я продолжаю делать движения руками, которые позволяют мне почувствовать свободу и открытость. Ах... это очень приятное чувство. Это мое творчество рвется наружу.

Через некоторое время я вижу, как мои раскрытые ладони держат огромную тяжелую голову инопланетянина - это моя голова, символизирующая прошлое. Если я опущу ее, у меня начинается головная боль. Если подниму, боль проходит.

Это похоже на тот груз, что придавливал мою гималайскую гору. Мне нужно разобрать свой бумажный архив. Я чувствую тяжесть прошлого. Пришло время облегчить себя, отпустив свое прошлое.

Я прокалываю эту большую голову, она лопается и стекает на землю, удобряя посаженные там семена. Вот это да, прошлое удобряет настоящее и будущее!

9/17/10

Флиртующий образ:

Я иду по второму уровню открытого торгового центра. Бросаю взгляд на горы и вдруг, посмотрев вниз на уровень улиц, вижу себя в деловом костюме, на каблуках, с портфелем в руках, идущую на какую-то встречу. Этот образ привлек мое внимание настолько, что у меня перехватило дыхание. Как бы я хотела быть такой женщиной!

11/24/10

Сновидческий образ:

Я смотрю в окно и замечаю, что верхушки деревьев золотисто-желтые. Что это? Раньше я этого не замечала. А это солнце на восходе, просачиваясь сквозь снежные облака, касается верхушек деревьев.

О чем это для меня? Это как верхушка айсберга – под ней еще столько всего! У деревьев есть корни, которые уходят глубоко в землю, давая жизнь высоким соснам, которые поднимаются выше крыш. Так и мои глубокие корни питают мою жизнь.

3/13/11

Разговор с моими глазами.

- Почему вы такие красные?

- Мы очень устали от работы, которая слишком напряженная и для нас неестественная. Может, тебе стоит подумать о том, что для тебя было бы более естественным? Что тебя останавливает?

Я сама себя останавливаю. Вспоминаю про текучесть - я могу быть в разных ролях! Замечаю свое краевое* поведение, иду в него. Начинаю покачиваться взад-вперед, будто играя с энергией на краю. Точно - «играя»! Жизнь не обязательно должна быть такой тяжелой. Я же могу с ней играть. Покачиваться вместе с ней вперед-назад, вот так. От этого становится гораздо легче.

Заключение

Я была очень довольна своим семинаром, и я многому там научилась. Обратная связь участников порадовала своей глубиной. В частности, история Джая оказалась для меня очень трогательной. Вот почему я включила ее в работу. Я также помню веселую Деверу. Она поняла, что идти в противоположном направлении не так уж и трудно, как ей показалось вначале. Эта мудрость оказалась полезна для всех нас. Джоанна также поделилась своим непростым переживанием. Векторное движение* привело ее в неподвижную позу, будто ноги ее были залиты бетоном. Не самые комфортные ощущения. Но когда она соединила их с упражнением «Процессуальный ум», с тем местом на земле, где проходили ее детские каникулы - у озера, она увидела в бетоне напоминание о том, что нужно хорошенько замедлиться - чтобы не пропустить в жизни важные перемены.

Участники, которые давали мне обратную связь, говорили, что семинар принес им много инсайтов. Некоторым было трудно найти сакральное место на земле во время упражнения «Процессуальный ум». Но большинство получило важное послание из движения по векторам и соединения этих двух упражнений.

Я начала эту работу с вопросов:

• Что такое «душа», которую я слушала все эти годы?

• Как я/мы ощущаем душу в наших телах?

• Как это соотносится с сущностным уровнем реальности в процессуальной работе?

Я обнаружила, что мое представление о душе на самом деле ничем не отличается от сущностного уровня Арнольда Минделла. Это тот глубинный аспект моего существа, который содержит в себе тенденцию двигаться вперед, мой источник жизни, дающий ощущение связи со всем. Я также узнала, что процессуальная работа - это отличный способ обнаружить свое направление и найти глубинную мудрость.

Другой увлекательной частью этого проекта было ведение дневника процессуальной работы. Дневник отражает те знания, которые я почерпнула в процессе написания данной работы, процессы, где я перехожу край и где нет, мои высокие и низкие сны*, флирты*.

Я надеюсь и дальше участвовать в разворачивании своих процессов, а также открывать для себя новые способы фасилитации процессов других людей. Ведь поиск своего пути и следование за своей душой - это увлекательное приключение для каждого из нас!

 

Глоссарий терминов

Сновидящее тело - концепция, согласно которой то, что происходит с нашим телом, происходит и в наших снах, и наоборот. Есть смысл и послание, которые необходимо обнаружить, а не патология, которую нужно исправить.

Процесс - относится к изменениям в восприятии наблюдателя и к его разнообразным сигналам. Идею процесса можно сравнить с поездом, станцию назначения которого невозможно предсказать, но можно видеть очередную станцию на пути.

Сигналы - биты информации, которая проявляется в различных каналах.

Первичный процесс - идентичность человека в каждый отдельно взятый момент времени. Она может осознаваться или не осознаваться в зависимости от того, где человек находится в своем процессе.

Вторичный процесс - переживания, которые чужды, бессознательны или далеки от идентичности человека/клиента; с ним что-то происходит непредсказуемо, без его воли.

Край - точка, в которой клиент говорит: «Я не могу или не буду этого делать». Это место пересечения первичного процесса, с которым клиент себя идентифицирует, и вторичного процесса, с которым клиент не чувствует непосредственного отождествления.

Каналы - способы переживания, понимания и передачи информации (сигналов). Каналы включают в себя: визуальный/зрительный, аудиальный/слуховой, проприоцептивный/канал телесных ощущений, кинестетический/канал движений, канал отношений и мировой канал. Каналы переключаются естественным образом, когда процесс заглубляется, и могут переключаться непредсказуемо, когда человек подходит к краю.

Визуальный канал - восприятие посредством зрения, воображения, а также слов, описывающих, что и как человек видит снаружи или какие зрительные образы представляет.

Аудиальный канал - слуховое восприятие звуков, голоса, речь и говорение, издавание звуков, мелодий, а также такие слова и выражения, как «слушаю», «слышу», «звучит хорошо» и др.

Проприоцептивный канал - переживание телесных ощущений, чувств, симптомов, неочевидных для наблюдения.

Кинестетический канал – движения, телесные позы, танец или отсутствие движения.

Канал отношений - взаимодействие с другим человеком, сновидческой фигурой, воображаемыми отношениями.

Мировой канал - когда в центре внимания находится внешний мир, чужие события, незнакомые люди, глобальные и общечеловеческие проблемы.

Амплификация - усиление/преувеличение процесса, чтобы он каким-то образом стал больше или замедлился. Идея в том, чтобы рассмотреть значимую часть процесса под увеличительным стеклом, чтобы клиент почувствовал смысл, который пытается через этот процесс прийти в его жизнь.

Разворачивание процесса - следование сигналам клиента, используя занятые и незанятые каналы, метанавыки и методы амплификации до тех пор, пока клиент не осознает сообщение этих сигналов.

Маргинализация - это те аспекты нас самих, которые мы отрицаем, обесцениваем, отсекаем, от которых отгораживаемся и закрываемся.

Метанавыки - тонкая атмосфера, создаваемая глубокими чувствами и установками терапевта, которая содействует эффективной фасилитации процесса клиента.

Например, дружественность, юмор, смелость.

Обратнаяс вязь - макро- и микрореакции человека, передаваемые вербально и невербально и указывающие на то, соответствуют ли терапевтические интервенции процессу клиента или нет, находится ли терапевт на правильном пути в данном взаимодействии.

Флирт – это переживание того, что на долю секунды привлекло наше внимание. Быстро возникающие и исчезающие невербальные ощущения или зрительные образы; настроения, предчувствия.

Уровни реальности:

Консенсусная реальность - повседневная, физическая реальность, как мы ее знаем.

Сновидческий уровень – дневные грезы или мысли, чувства, ночные сны, синхронии и символические смыслы, возникающие одновременно.

Сущностный уровень – область тонких тенденций, которые возникают до того, как их можно выразить словами. Сущностный уровень приводит нас к глубокому, вечному, космическому аспекту нас самих. Из этого места на поверхность нашего сознания поднимаются глубинные послания нашей самости, подобно пузырькам в стакане с газированной водой.

Процессуальный ум – организующий фактор всей жизни, который присутствует как в нашей личной жизни, так и во Вселенной, соединяющей все.

Вектор - понятие в физике и математике, имеющее отношение к направлению и приоритетности одной точки в пространстве относительно другой. Движение по векторам как процессуальное упражнение начинается с постановки вопроса или проблемы и определения для нее положения/точки в пространстве зала. Начиная идти в направлении, которое каким-то образом вас притягивает, соединяя различные вектора и полярности в состоянии, восприимчивом к внутренним ответам, вы можете пролить свет на первоначальный вопрос или проблему.

Список литературы

Джоуб, Кейт. Sit-ups and Paradigm Crunches (Приседания и треск парадигмы). 1995. Скачано с сайта Кейт Джоуб.

Каплан, Эми. Working With Movement in Process-Oriented Psychology (Работа с движением в процесс-ориентированной психологии). Загружено из архива статей ProcessWork.org.

Минделл, Эми. Metaskills: The Spiritual Art of Therapy (Психотерапия как духовная практика). Tempe, AZ: New Falcon, 1995.

Минделл, Эми. Moving the Dreambody: Movement Work in Process Oriented Psychology (Двигая сновидящим телом: работа с движением в процесс-ориентированной психологии). Загружено из архива статей ProcessWork.org.

Минделл, Эми и Арнольд. Riding the Horse Backwards: Process Work in Theory and Practice (Вскачь задом наперед: теория и практика процессуальной работы). Портленд, или: Lao Tse Press, 2002.

Минделл, Арнольд. The Dreambody in Relationships (Сновидящее тело в отношениях). Портленд, или: Lao Tse Press, 2002.

Минделл, Арнольд. Earth-Based Psychology: Path Awareness from the Teachings of Don Juan, Richard Feynman, and Lao Tse (Геопсихология: осознание пути на основе учений Дона Хуана, Ричарда Фейнмана и Лао-Цзы). Портленд, или: Lao Tse Press, 2007.

Минделл, Арнольд. ProcessMind: A User's Guide to Connecting with the Mind of God (Процессуальный ум: руководство пользователя по соединению с разумом Бога). Wheaton, IL: Quest Books, 2010.

Минделл, Арнольд. River's Way: The Process Science of the Dreambody (Путь реки: процессуальная наука о сновидящем теле). Бостон, Лондон, Мельбурн и Хенли: Routledge & Kegan Paul, 1985.

Минделл, Арнольд. Working with the Dreaming Body (Работа со сновидящим телом). Бостон, Лондон, Мельбурн и Хенли: Routledge & Kegan Paul, 1985.

Рот, Габриэль. Sweat Your Prayers: Movement as Spiritual Practice (Пот ваших молитв: движение как духовная практика). Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер/ Путман, 1997.

 

Подробнее про Процесс-ориентированный подход Минделла, Process work в обучающем курсе повышения квалификации психологов, который проходит в разных городах. Международная программа по процессуальной психологии здесьМеждународный сертификат по processwork.

А также профпереподготовка, дистанционный курс по психологии с Process work для лиц с любым высшим образованием здесь.