МИПОПП - Елена Нойманн - Психотравматология профессора Готфрида Фишера
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Елена Нойманн - Психотравматология профессора Готфрида Фишера

Психотравматология профессора Готфрида Фишера

 

  Количество трагических случаев в современном мире неумолимо растёт. И если для постороннего свидетеля подобного события оно является «преступлением», «несчастным случаем», иногда — «трагическим несчастным случаем», то для пострадавшего — крушением. Жизнь выживших в катастрофе людей делится на «до» и «после»: «до» — привычный повседневный мир и устоявшееся восприятие себя, «после» — иллюзорность мира, казавшегося таким незыблемым и надёжным. В ситуации отсутствия каких-либо внешних гарантий защищённости человек оказывается способным лишь на беспомощное ожидание неизбежного краха. Это переживание немыслимого, безымянного ужаса стоит в центре травмы.

В очень узкой формулировке мы можем обозначить травму как прерванное действие (попытка борьбы или побега), предпринимавшееся ради спасения в угрожающий момент. Это действие осталась недоконченным, хотя тело и стремилось обеспечить нас всем необходимым для победы в борьбе за выживание: активизировало внутренние резервы, изменило восприятие, каскад гормонов на короткое время обеспечил невосприимчивость организма к боли. Тело было готово к отражению угрозы, но… его приготовления оказались невостребованными. Человек ничего не смог противопоставит надвигающейся катастрофе. Однако наше тело с помощью разнообразных симптомов (состояние возбуждения и вспыльчивость; дрожь в челюстях, коленях; напряжённая, готовая к прыжку мускулатура; нервное напряжение и мышечные боли; образы, слова и т.д.) постоянно напоминает о незавершённости травматического события. Действие, начатое в момент трагедии, стремится к логическому концу, и травма должна влиться в нашу жизнь.

До сих пор взаимосвязь между травматическими событиями и возникающими симптомами часто оставалась нераспознанной. Ни сами пострадавшие, ни специалисты (врачи, психологи, социальные работники или педагоги) не обращали на это никакого внимания. Хотя и отмечались замешательство и состояние шока непосредственно после катастрофы, однако скрытые продолжительные последствия в виде заболевания крайне редко связывались с травматическим событием. С повышением исследовательского уровня выявилось большое разнообразие этих продолжительных последствий. А ведь если причина заболевания остаётся нераспознанной, то целенаправленная, причинно-следственная травматерапия невозможна, либо возможно только «лечение симптома».

Как и при телесных повреждениях, существуют силы, способствующие излечению душевных ран и уменьшению сопутствующих болей. Вновь стать способным к действиям, обрести контроль над переживаниями и поведением, объяснить необъяснимое, назвать и понять безымянное, включить это, наконец, в свою жизнь и благодаря этому изменить её — всё это является преодолением травмы.

Важно: психотерапия не должна занимать годы жизни пострадавшего. Рабочая группа при Кёльнском университете, используя разработанную 10-часовую (!) многоуровневую психодинамическую травматерапию (МПТТ), достигла высоких результатов в ходе лечения переживших травму людей, в том числе и относящихся к так называемой «группе риска продолжительных негативных последствий». МПТТ, объединяя в себе принципы когнитивной и глубинной психологии, целенаправленно содействует естественному процессу самолечения после травм и устранению препятствий на этом пути. Некоторые техники МПТТ вполне доступны для самостоятельного использования пострадавшими.

Психотравматология — прогрессивная психологическая наука. В марте 1991 года под руководством профессора, доктора психологических наук Готфрида Фишера был основан «Немецкий институт психотравматологии» (НИПТ), который с тех пор в числе передовых учреждений Европы постоянно занимается изучением психотравм и возможностями их терапии, а также своевременным предупреждением психической травматизации. Надо отметить, что сегодня психотравматология является в Германии признанной областью науки, подтверждением чего служит действующее немецкоязычное общество психотравматологии (НОПТ). В марте 2003 вышел в свет научный журнал издательства Асангер (Хейдельберг).

Научное исследование и практическая помощь во всех проектах тесно связаны между собой, так как приёмы травматологической психотерапии сначала апробируются и обосновываются с научной точки зрения. Тщательная проверка соразмерности оказываемой пострадавшим психологической помощи является обязательной и совершенно необходимой.

Елена Нейман,

психолог, психотерапевт в клинике Алексианер (Германия)

 

Подробнее про Повышение квалификации психологов по направлению Психотравматология или Терапия психической травмы можно узнать здесь. По окончании выдаётся удостоверение о повышении квалификации "Психодинамическая соматическая терапия психической травмы" общим объемом 350 ак. часов. 

Работа с психическими травмами с возможностью получить диплом с правом ведения нового вида деятельности.  Профпереподготовка по психологии со специализацией психодинамическая соматическая психотерапия, общим объемом 600 ак.часов. здесь. 

А также травматерапия в курсе "Клиническая психология", в формате дистанционное обучение, как заочная часть курса профпереподготовки по психологии. По окончании курса выдаётся диплом с квалификацией "Клинический психолог - психотравматолог со специализацией в психодинамическом соматическом подходе" общим объемом 1000 ак.часов. здесь.